Что такое этическая педагогика

Что такое этическая педагогика

Вместо предисловия к сборнику избранных работ А. С. Валявского
«Этическая педагогика. Выпуск 1. – СПб.: 1993, с. 4 – 6.»

Любить человека — это значит
принимать его таким,
каким его задумал Бог,
а не таким, каким воспитали родители.
Цветаева Марина

      Любая этическая цивилизация молчит, если её не спрашивают, ибо этика природы начинается с вопроса. Если его нет, то нельзя говорить, как бы не с кем говорить и не о чем.

      Любой педагог, навязывающий свои знания ученику, когда никто из учеников его не спрашивает, говорит как бы в Никуда, учит как бы Никого, как это происходит в наших школах. Он перестает быть их Учителем, ибо никто его не слушает, или не хочет слушать, или делает вид, что хочет и слушает, а сам требует от Учителя доказательства необходимости преподаваемых знаний, важности изучаемого предмета.

      В итоге, как известно (К. И. Вальков. Проекционный схематизм — инструмент и метод. - Л.: ЛИСИ, 1988), требующий доказательства перестает быть Учеником, ибо не ведает, что истинно новое знание не может быть преподано и доказано, оно может быть только принято и прожито. Учитель может привести Ученика к «водопою» (к источнику знаний), научить «пить» (научить учиться), но «пить» (учиться) Ученик должен сам.

        Как привести Ученика к « водопою»?
        Как помочь сделать, первый глоток?
        Как научить Ученика «пить» из источника знаний?

       Вот на какие вопросы должна отвечать Этическая педагогика. Согласуясь с этикой природы, Этическая педагогика не должна навязывать свои ответы, ибо любой ответ — это уже хоть частичная, но абсолютизация.

      Вот почему этическая педагогическая картина мира не может и не должна быть сформулирована в виде педагогических инвариантов как это, безусловно, блистательно и полезно сделано в работе Селестена Френе (С.Френе. Избранные педагогические сочинения.- М.: Прогресс, 1991). Единственно верной этической формой существования педагогической картины мира может быть сворачивание ее к вопросам, что мы и попытались сделать.

      Вопрос, как и любая притча, оставляет нам свободу выбора, ибо вопрос многозначнее ответа. Вопрос уважает, а не отвергает, любую самую сокрушительную позицию. Вопрос предполагает, а не отрицает, любые якобы взаимоисключающие позиции, как позиции дополняющие друг друга до целостности, так как гармония это, видимо, и есть тождество противоположностей. Вопрос празднует мудрость, ибо только в мудрости приходит проживание истины: опровержение не может существовать без того, что оно опровергает (Кибернетика и современное познание. - М.: Наука, 1976).

      Мы не хотели бы абсолютизировать и сами вопросы, они ведь тоже могут быть разными по форме. Единственное, пожалуй, на что мы все-таки претендуем: на системность и практичность наших вопросов и практичность наших ответов.

      Отвечая на вопросы педагогической картины мира сами себе, мы получили некоторые нестандартные или забытые ответы, которыми рады поделиться с Вами наравне с Вашими ответами.

      Только пытаясь сначала сами ответить на вопросы педагогической картины мира, мы с Вами попадаем в роль Учеников. Даже если Ваши первые ответы будут не столь глубокими как хотелось бы, Вам будет, с чем сравнивать. Тогда Вы сможете пойти дальше нас, опираясь на наши ответы как на базисные, вплоть до полного их отрицания. Такова судьба всего нового!

      В этом сборнике опубликована только часть наших ответов на вопросы педагогической картины мира. Наиболее системно наши ответы изложены в книге «Как понять ребенка».

      Хочется верить, что, опираясь на Этическую педагогику, мы с Вами поможем восстановлению целостности педагогического треугольника, своеобразной педагогической «святой троицы»:

                                                                                                 Учитель

ivi.bmp

                                                                 Родитель (взрослый)           Ученик (ребёнок)

      В попытках понять ребенка в наших детях и в себе, нам не пройти мимо ряда глубинных этических вопросов.

        Что ребенку не по силам?
        Что не понимают дети?
        Что не понимают родители?

      И только тогда появятся у нас первые системные ответы на вопрос «Как ребенок думает?» и первое понимание того, как этическая недоразвитость становится тормозом интеллектуального развития.

      Традиционная педагогика всякий раз, когда ребенок плохо думает или не учится, тут же заключает, «что все дело в «неспособности к научению», … но никогда не разъясняет чётко, в чьей неспособности!» (Ричард Бэндлер. Используйте свой мозг для изменения. НЛП. Новосибирск: Изд-во новосибирского ун-та, 1992).

       Этическая педагогика предпочитает кроме понятий «малой мозговой дисфункции», «познавательной неполноценности», «неспособности к научению» пользоваться для полноты еще и такими понятиями как «педагогическая дисфункция» или «неспособность к преподаванию». В рамках Этической педагогики для этого приходится отвечать еще на один вопрос: «Что по силам родителям, а что учителям и в какие периоды этико-психологического становления ребенка это по силам?».

      Ну и, наконец, Этическая педагогика ставит перед всеми нами вопросы о неполноте методов науки и педагогики, в частности, а значит и о заведомой неполноте самой Этической педагогики.

       Провозглашая примат этической картины мира над базисной (описана в книге «Как понять ребенка»), Этическая педагогика просто подставляет ей свои плечи и предлагает вместе шагнуть дальше.

      Спасибо Вам за попытку понять и принять нас, за согласие и дополнение наших вопросов и ответов, за терпение настоящее и будущее!

Сил Вам и взаимопонимания с детьми!

Валявский А.С.

Возврат к списку