ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

А.С. Валявский

Санкт-Петербургская школа бизнеса

 

 

В соответствии с кредо этической педагогики [Л.1, 2, 3] учебный процесс будет неэтичным, если за его успешность придётся платить здоровьем ученика.

Поэтому, с точки зрения этической педагогики, весь педагогический процесс (воспитания, развития, образования) должен быть согласован с этапами этико-психологического становления детей как самоорганизующейся системы [Л.4]. Нарушение этого согласования ведёт к серьёзнейшим последствиям: к торможению психического развития (развивающий стандарт – см. в [Л.2, 5]) и, как следствие, невозможности «взять» образовательный стандарт. Это, во-первых.

Во-вторых, любой ребёнок может успешно учиться только при соответствующем уровне самоуправления. Не этично требовать от системы то, что ей не по силам. В связи с этим, этическая педагогика ставит и конструктивно отвечает (качественно и количественно) на центральные педагогические вопросы: что по силам ребёнку, а что не по силам; что по силам родителям, а что не по силам; что по силам учителям, а что не по силам. Иными словами: что зависит, а что не зависит от каждого участника святой педагогической троицы — ребёнка, родителя, учителя. Об умении управлять собой можно в частности, судить по комплексному тесту, состоящему из семи последовательных измерений с помощью секундомера: время, в течение которого ребёнок может удерживать равновесие, стоя на одной ноге, а потом – на другой; время, в течение которого ребёнок может задерживать дыхание после вдоха, а потом – после выдоха; время, в течение которого ребёнок может тянуть три гласных звука: А, О, И.

Количественное и качественное описание данного теста кратко представлено в книге [Л.6], а также на сайтах [Л.3, в разделе «Ассоциативная энциклопедия»; 7]. При параметрах самоуправления ниже нормативных ученик, как правило, не в состоянии принимать, обрабатывать и выдавать информацию с требуемой скоростью и требуемым качеством (развивающий стандарт). Как показала практика, если такой ученик, тем не менее, учится успешно, через некоторое время он начинает болеть (особенно часто ухудшается зрение) или падает скорость чтения, письма, мышления, «ломается» почерк и т.д. Это, безусловно, связано с тем, что ребёнок как система функционирует с неоптимальными параметрами, а, следовательно, перенапрягается и расходует свой ресурс, не пополняя его. Если параметры управления достаточно высоки, а ребёнок, тем не менее, игнорирует учёбу, то, скорее всего, надо заниматься не развивающим стандартом (тренингом), а этическим стандартом (прежде всего, мотивацией).

В школе СШМиО [Л.8, 2; 3, фильмы] и во всех подшефных классах значения параметров самоуправления постоянно отслеживались и обязательно вносились в четвертной табель как показатели убывающего или прибывающего здоровья. Именно поэтому одну из наших книг мы и назвали «Оздоравливающие учебные игры», желая подчеркнуть названием, что учёба, не способствующая оздоровлению, не этична. Играя в эти игры [Л.6] на уроках, на тренингах, на дополнительных занятиях, мы добивались увеличения параметров самоуправления, а, как следствие, снижения заболеваний (в том числе, улучшения зрения – см. [Л.3], раздел «Обучение», программы занятий и тренингов для детей с ослабленным зрением) и роста успеваемости.

Для желающих лучше понять, почему такие простые учебные игры [Л.6] обладают таким здоровьесозидающим потенциалом, можем рекомендовать недавно вышедшую книгу с нацеливающим названием: «Педагогика, изменяющая мозг» [Л.9]

 

Литература.

1. Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.1 — СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993.

2. Валявский А.С. Как понять ребёнка. Любое из трёх изданий:1998, 2004, 2011.

3. Сайт www.sumom.su, разделы: «Идеология», «Статьи».

4. Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.

Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге — 17–19 ноября 2011». — СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2011 (см. также на сайте www.sumom.su  в разделе «Статьи»).

5. Валявский А.С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя

Доклад на второй международной научно- практической конференции 21–22 июня 1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт-Петербург.

Реальность и субъект, 1998, том 2, № 1, с.12–16.

6. Валявский А.С. Оздоравливающие учебные игры. Любое издание: 2001, 2012.

7. Сайт доктора Ковалёвой О.В. www.doc4health.ru Мониторинг Здоровья

8. Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.2. – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», Институт личности, 1994.

9. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2013.

Возврат к списку