Формирование ответственности в семье как условие формирования культуры мира

51.bmp

5-региональная научно-практическая конференция

«Нравственно-этическое воспитание личности в 21 веке:

установление культуры мира, Санкт-Петербург, 2004»

Тезисы доклада опубликованы в материалах конференции.

********************************************************************************

Валявский А.С., доктор философии,

МАИСУ, ДОУ-137, шк. №592.

Формирование ответственности в семье и начальной школе как условие установления культуры мира.

Начни с себя!

Познай себя!

Помоги себе!

Ответственность за мир в мире, безусловно, начинается с мира в семье, «подпитывается» начальной школой и переходит в ответственность за мир в собственной душе и за свою жизнь.

В семье моделируются будущие жизненные невзгоды и способы их преодоления, когда возникает необходимость гармонизировать противоречивые по потребностям интересы членов семьи. В семье своих родителей, а в дальнейшем в своей собственной семье со своими детьми, человек постигает и проживает духовные законы развития.

На примере того, как родители демонстрируют толерантность, уважение, терпимость, согласие, сотрудничество, миролюбие в отношениях друг с другом и со своими детьми, дети запечатлевают в своей душе сначала родительские состояния (стратегия поведения), а затем и внешние формы их проявления (тактика поведения). Проигрывание, закрепление и трансформация этих форм происходит прежде всего в начальной школе в период отождествления с учебной и социальной средой. Когда начинается подростковый период индивидуализации ребенка, дети часто вступают в осознанный, нежеланный ими, конфликт со своими предыдущими представлениями о родителях. Неумение родителей «развести» в своем сознании и сознании ребенка отношение к нему как к личности от отношения к его поступкам, заставляет подростков защищаться от их нападок даже при возрастающем понимании безобразности своего поведения. Родители справедливо выражают свое несогласие с их поведением, но при этом, «западая» в эмоциональное осуждение, перестают быть конструктивными.

Идеальный родитель не утверждает, что его ребенок плохой, не говорит ему «как не надо делать», а говорит «как надо» или советует, как этому научиться. При этом ребенок запечатлевает поведение ответственного родителя, понимающего, что это он сотворил такого ребенка и посеял в нем будущие семена поступков. Следовательно, такой родитель не ругает бессмысленно свой сад за выросшие сорняки и плохую погоду в регионе, принимая на себя долю родительской ответственности. В этом случае ребенок учится у своих родителей брать на себя ответственность за свои поступки.

При неидеальных родителях чаще всего наблюдается два крайних случая. Первый: ребенок принимает вину на себя, но из этого признания для него вытекает мысль о том, что он действительно плохой и не достоин своих родителей, а в этом случае занижается его самооценка, лежащая в основе взрослой самодостаточности. Представление о своих заниженных возможностях играет в дальнейшем оправдывающую роль: «Что с меня взять?... Если я что-то и сделал не так, то потому что не смог. И жизнь моя не удалась, я не достоин лучшей жизни». Очевидно, что такая позиция психологически снимает с человека груз ответственности за неустроенную жизнь, т.е. делает его безответственным, не спрашивающим: «Что зависит от меня?». Второй случай: подросток в обиде на слова родителей пытается защищать себя как личность через поиск оправдывающих аргументов: не успел, много задали, предмет дурацкий, училка-зануда, родители-узурпаторы, меня подставили, меня обманули, а вы-то сами какие…

Что стоит за аналогичными высказываниями? Обвинение, осуждение, критика. А когда мы обвиняем, осуждаем или критикуем, мы неявно снимаем с себя ответственность и явно проявляем агрессию. Проявления агрессивности по отношению к другим или себе порождают страхи: на меня тоже могут напасть и дать отпор или, при агрессии на себя (гиперответственность!), я могу еще больше потерять свое лицо, не оправдать доверие, надежды и т.д.

Проблемы неоптимального общения со своими реальными родителями в детстве и в подростковом периоде приводят к взрослым проблемам в сознательной жизни. Это происходит в силу следующих закономерностей:

· Наши внешние отношения с людьми определяются нашими внутренними отношениями с самим собой (помните, древний постулат: внешнее отражает внутреннее).

· Наши внутренние отношения с самим собой определяются нашими отношениями с внутренними родителями, которых может быть нет уже и в живых, но они продолжают жить в нашей подсознательной памяти через родительские установки, оценки, обиды, обвинения, осуждения, критические высказывания, страхи и т.д.

У каждого человека есть право осознать законы родительского и родового программирования на примере собственного жизненного сценария и тем самым взять на себя ответственность за свою жизнь, признав себя хозяином всех «запечатленных» программ. Только с уровня осознания этих программ отстраивается управление ими, когда человек не обвиняет других за свою личную и общественную жизнь, а гармонизирует свою и за счет резонансных законов развития способствует возрастанию миролюбия в мире.

Книги, семинары, семейные консультации с опорой на этическую педагогику способствуют осознанию законов родительского и родового программирования и, следовательно, являются нашим конструктивным вкладом в духовное развитие родителей, учителей и детей.

Недавно переизданная книга Валявского А. С. «Как понять ребенка» помогает понять своих детей, а также своего внутреннего ребенка. В главе «Что не понимают родители» описаны основные этапы этико-психологического становления человека: периоды сеяния и периоды пожинания плодов.

Этическая педагогика конструктивно отвечает на вопросы:

· что ребенку по силам, а что не по силам;

· что родителям по силам, а что не по силам;

· что учителям по силам, а что не по силам.

Например, безответственно обвинять ребенка в том, что он не хочет учиться, когда он просто не может учиться так, как от него требуют. Безответственно также обвинять его родителей, если они и так все свободное время проводят за его уроками. Безответственно и с учителя требовать научить ребенка, который не в состоянии учиться. Но если мы измерим с помощью секундомера параметры самоуправления ребенка, описанные в книге Валявского А. С. и Яковис А.С. «Оздоравливающие учебные игры», то по их величине мы сможем судить о ближайших причинах неуспеваемости и о ближайших действиях:

· родителей (потренировать ребенка);

· ребенка (потренироваться самому);

· учителей (подсказать родителям, что прочитать, что потренировать, а самим следить за динамикой изменения параметров самоуправления своего ученика).

Ближайшими действиями родителей и учителей, помогающими становлению личности ребенка и его оздоровлению, будут также занятия по «Азбуке» Валявского А.С. Данная «Азбука» ускоряет процесс обучения чтению и улучшает понимание прочитанного за счет использования современного педагогического инструментария. Задания в «Азбуке» составлены с использованием правополушарного и левополушарного шаблонов, а также разномодальной информации, визуальной, аудиальной и кинестетической.

Первая часть азбуки «Буквы» вводит в мир букв через задания, активизирующие творческое и этическое мышление. Вторая часть содержит главные слова, с которых ребенок должен начинать учиться читать, чтобы стать Человеком. Из этих слов составлены главные фразы (третья часть) и тексты (четвертая часть), оказывающие глубинное психотерапевтическое воздействие и помогающие описать словами то, что проживается в семье: уважение к себе и другим, терпимость к себе и другим, согласие с собой и другими.

«Азбука» в первую очередь предназначена учащимся, преподавателям, родителям дошкольников и учеников начальных классов, т.е. тем, кто берет на себя ответственность за образование, развитие и воспитание. «Азбука» безусловно полезна и тем, кто уже умеет читать и тем, кто уже осознает, что без взаимопонимания между внутренним ребенком, подростком и взрослым не будет золотых отношений с людьми и между людьми.

Очень широк спектр вопросов, с которыми люди обращаются на индивидуальные и семейные консультации. Примерный их перечень приводится в конце каждой вышеупомянутой книги. Запись на консультации проводится по тел. (812)3213097 у секретаря Натальи Георгиевны. По этому же телефону решаются вопросы по приобретению пособий и вышеуказанной литературы. Их высылка производится интернет-магазином «Интернатура» ( www . internatura . ru ).

Литература:

1. А.С. Валявский. Этическая педагогика. Вып. 1-2. СПб.:1993-1994.

2. А.С.Валявский. Как понять ребенка. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998; СПб.: Диля, 2004.

3. А.С. Валявский, А.С. Яковис. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая: Практикум. Информация к действию для практичных родителей. – СПб.: Тесса, 2001.

4. А.С. Валявский. Азбука. Часть 1. Буквы. – СПб.: Диля, 2004.

5. В.В. Синельников. Возлюби болезнь свою. –М.: ЗАО ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2004.

Возврат к списку