Конструктивные рекомендации этической педагогики по формированию мирного сознании человечества.

Конструктивные рекомендации этической педагогики по формированию мирного сознании человечества

Конструктивные рекомендации этической педагогики по формированию мирного сознании человечества.

Цветы будущего — в семенах настоящего.

Китайская пословица

 

Мирное сознание, с которым дети приходят в этот мир, может быть укреплено взрослыми или разрушено.

Разрушение следует за игнорированием законов развития ребёнка как самоорганизующейся системы. Укрепление мирного сознания происходит в результате согласования всего педагогического процесса (воспитания, развития, образования) с этапами этико-психологического становления ребёнка как человека [Л. 1]. Именно на это и нацелена этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования [Л. 2].

В связи с этим в 1990 году была сформулирована новая нацеливающая концепция образования, трактующая педагогический процесс как систему развития личности, ведущую ребёнка к формированию собственной гуманистической картины мира. Заметим: мира, а не войны. В новой концепции образования [Л. 3, с.47–48] были сформулированы приматы: родительской картины мира, педагогической картины мира, социальной картины мира, культурологической картины мира, которые в последующие годы системно разворачивались во всех статьях, программах и учебных пособиях по этической педагогике [Л. 4].

В настоящее время актуальность вышеупомянутых приматов значительно возросла в связи с растущей необходимостью формирования мирного сознания человечества, истоки которого взращиваются родителями и педагогами. Процитируем и прокомментируем некоторые из них в свете современности.

Цитаты

из новой концепции образования

1990 года

Современная конкретизация цитат из новой концепции образования 1990 года

 

Конструктивные рекомендации этической педагогики с учётом современной конкретизации новой концепции образования (что можно сделать уже сегодня)

Примат вопроса «Что я сделал для того, чтобы…?» над другими вопросами (Что сделали другие, чтобы …?).

/Из родительской

картины мира/

Примат вопроса «Что я сделал для того, чтобы:

- был мир на планете;

 

 

 

 

 

 

 

- мои дети знали о миротворцах человечества?

Начать со своей семьи, с мира в семье и в душе. В этой работе можно опереться на нашу книгу «Восьмеричный путь к счастью» [Л. 5], где рассказывается о том, как мы себя программируем с помощью своих родителей и что делать, чтобы стать хозяевами своих родовых программ и обрести мир с собой и близкими.

Смещать акцент с истории войн на историю мира, собирать информацию о людях, прекращавших или предотвращавших конфликты и войны и знакомить с этой информацией детей [Л. 6].

Примат воспитания (трудового и нравственного) над образованием.

… ответственность за психологическую подготовленность ребёнка к школе.

/Из родительской

картины мира/

Очевидно: образовательный стандарт не может быть освоен учеником с недостаточным уровнем развития (развивающий стандарт). «Этическая педагогика утверждает: и развивающий стандарт [Л. 1,2] в свою очередь не может быть обеспечен без соответствующего уровня этического развития, то есть без воспитания (этический стандарт). Следствия: должное воспитание ускоряет развитие. Должное развитие ускоряет образование. Их отсутствие тормозит образование, ибо воспитание первично [Л. 7]. Воспитание – корневая система ребёнка, закладываемая в детстве, то есть «весной в саду его жизни» » [Л. 2]

Согласовывать воспитание своих детей с этапами их этико-психологического становления [Л. 1]. В частности, для этого желательно:

- познакомиться с поэтапным законом развития ребёнка как системы [Л. 1,4], чтобы знать, что и когда зависит от родителей;

- не отучать от желания трудиться, особенно на этапе трудового становления [Л. 1,3,4];

- помочь ребёнку научиться управлять собой и своим здоровьем (на этапе послушания), чтобы им не управляли другие; этому будут способствовать занятия по этико-психологической подготовки и адаптации к школе [Л. 1; 4,см. Ассоциативная энциклопедия. Культура самоуправления; 8];

- заложить основы гуманистического отношения к человеку через знакомство с этической азбукой [Л. 9,10];

- особое внимание обращать на мир в семье и в душе на этапе запечатления состояний (в это время пример важнее объяснений – [Л.1,лекция 6].

Любовь к людям (детям, ученикам);

………………….

Необходимость овладения этической и базисной картинами мира;

………………….

Использование оценки только для оценки меры труда, а не личности ученика ………………….

/Из педагогической

картины мира/

«Эффективность педагогической системы образования всегда коррелировала с учётом или игнорированием принципов этической педагогики, так как игнорирование этапности развития ученика как системы ведёт к торможению и деградации образовательного процесса, к бессистемности и беспринципности, к потребительству и бесчеловечности. Поскольку принципы этической педагогики вытекают из базовых принципов природы, они всегда в той или иной мере или форме прослеживаются во всех педагогических системах (Коменский, Штайнер, Карл Май, Монтессори, Шаталов, Щетинин, Амонашвили и др.), если они таковыми являются, а уход от этической педагогики в сторону административной педагогики делает такие системы несовременными, ненужными и вредными, а, следовательно, непедагогичными (неэтичными, негуманными)» [Л. 11].

Согласовывать воспитание, развитие и образование своих учеников с этапами их этико-психологического становления, иначе учебный процесс будет не этичным, поскольку за его успешность придётся платить здоровьем учеников [Л. 12]. В частности для этого желательно:

- познакомиться с поэтапным законом развития ученика как целенаправленной и самоорганизующейся системы, чтобы знать, что и когда зависит от ученика, родителей, учителей, а, следовательно, что и когда им по силам;

- не отучать от желания учиться, прежде всего, на этапе ученического становления;

- помочь ученику научиться учиться, то есть научиться управлять собой как учеником; этому будут способствовать оздоравливающие учебные игры [Л. 8] и весь практический инструментарий, наработанный этической педагогикой;

- заложить основы гуманистического отношения к человеку через знакомство: с этической азбукой [Л. 9,10]; с этической и базисной картинами мира [Л. 1]; с культурой разных народов; с историей миротворцев; с духовной, научной и художественной картинами мира в их единстве;

- побывать в музее гимназии Карла Мая – «жемчужины образовательной системы России» [Л. 7] или хотя бы познакомиться со списком знаменитых людей, окончивших эту школу.

Судя по вышеприведённым методологическим конструктивным рекомендациям, этическая педагогика направлена на объединение усилий родителей, детей, учителей по формированию гуманистической личности. Этическая педагогика предлагает ряд парадигмальных выводов и учебных пособий (Этическую азбуку, задачник по развитию картины мира, описание базисной картины мира, развивающую и диагностирующую головоломку «Золотое сечение» [Л. 1,8], комплексный тест параметров самоуправления, систему диагностических вопросов и корректирующих оздоравливающих учебных игр), которые при системном использовании укрепляют семью и мирное сознание детей, приходящих в наш МИР. А не в войну.

«Дети будущего уже среди нас» — так называется книга Мег Блекберн Лоузи о современных типах детей. Я солидарен с автором этой книги: нам есть чему поучиться у современных детей, готовых страдать ради вразумления своих родителей и учителей (про политиков молчу). Дети изо всех сил гасят семейные ссоры, даже когда подсознательно сталкивают родителей ради того, чтобы они кое-что осознали и договорились о единых мирных правилах за столом переговоров, а не в битве за справедливость.  На семейных консультациях у меня в кабинете часто возникает вопрос: кто кого привёл? Родители своё чадо или этот несмышлёныш, мечтающий о мире (в семье и в мире)? Вслушайтесь в слова современного ребёнка, прочитавшего книгу «Дети будущего уже среди нас» и написавшего предисловие к ней [Л. 13]: «Неужели Вы не понимаете, что мы здесь не ради личных целей, но ради целей всего мироздания? Мы, Новые дети, пришли в мир, чтобы помочь Вам» понять это. Чтобы помочь понять, «что единственной объединяющей силой всего сущего является любовь. Любовь – это голос Новых детей». Это голос маленького девятилетнего миротворца Николоса М. Чензе, носителя Света и Любви, как он сам себя назвал. Слава Богу, он не единственный. Мы радеем о Них, а Они, оказывается, радеют о Нас. Мы дарим им радости детства, а они дарят нам силы для укрепления  мира в мире.

Валявский А.С., Санкт-Петербург, 02.04.14

Литература.

1. Валявский А.С. Как понять ребёнка. Любое из трёх изданий:1998, 2004, 2011.

2. Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.

Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 17–19 ноября 2011». – СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2011 (см. также на сайте www.sumom.su  в разделе Статьи).

3. Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.1 — СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993.

4. Информационно-обучающий сайт СУМОМ www.sumom.su  

5. Валявский А. С. Восьмеричный путь к счастью. Семья как путь в другие измерения. Возлюби себя. – СПб.: «ДИЛЯ», 2006, 2011.

6. Азбука Гармонии для глобального мира, гармоничной цивилизации и тетранет мышления. Всемирный учебник. Лев Семашко. Руководитель проекта. Главный редактор и 75 авторов ГСГ из 26 стран – СПб.: Издательство политехнического университета, 2012.

7. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове: Историческая хроника. – СПб.: Наука, 2005 (Часть 1); 2009 (Часть 2).

8. Валявский А.С. Оздоравливающие учебные игры. Любое издание: 2001, 2012.

9. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 1. Буквы. – СПб.: «ДИЛЯ», 2004.

10. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005. Примечание: части 3 и 4 (Фразы и Тесты)  в работе.

11. Валявский А.С. Преемственность этической педагогики в современности.

Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 15–17 ноября 2012». – СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2012 (см. также на сайте www.sumom.su  в разделе Статьи).

12. Валявский А.С. Этическая педагогика и здоровье как отражение процесса обучения.

Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья». — Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 27–28 марта 2014 года.

13. Мэг Блекберн Лоузи. Дети будущего уже среди нас. Дети индиго, кристаллические и звёздные дети, ангелы на Земле и феномен переходных детей., пер. с англ. — М.: РИПОЛ классик, 2007.

Возврат к списку