Конструктивные рекомендации этической педагогики по формированию мирного сознании человечества.
Цветы будущего — в семенах настоящего.
Китайская пословица
Мирное сознание, с которым дети приходят в этот мир, может быть укреплено взрослыми или разрушено.
Разрушение следует за игнорированием законов развития ребёнка как самоорганизующейся системы. Укрепление мирного сознания происходит в результате согласования всего педагогического процесса (воспитания, развития, образования) с этапами этико-психологического становления ребёнка как человека [Л. 1]. Именно на это и нацелена этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования [Л. 2].
В связи с этим в 1990 году была сформулирована новая нацеливающая концепция образования, трактующая педагогический процесс как систему развития личности, ведущую ребёнка к формированию собственной гуманистической картины мира. Заметим: мира, а не войны. В новой концепции образования [Л. 3, с.47–48] были сформулированы приматы: родительской картины мира, педагогической картины мира, социальной картины мира, культурологической картины мира, которые в последующие годы системно разворачивались во всех статьях, программах и учебных пособиях по этической педагогике [Л. 4].
В настоящее время актуальность вышеупомянутых приматов значительно возросла в связи с растущей необходимостью формирования мирного сознания человечества, истоки которого взращиваются родителями и педагогами. Процитируем и прокомментируем некоторые из них в свете современности.
Цитаты из новой концепции образования 1990 года |
Современная конкретизация цитат из новой концепции образования 1990 года
|
Конструктивные рекомендации этической педагогики с учётом современной конкретизации новой концепции образования (что можно сделать уже сегодня) |
Примат вопроса «Что я сделал для того, чтобы…?» над другими вопросами (Что сделали другие, чтобы …?). /Из родительской картины мира/ |
Примат вопроса «Что я сделал для того, чтобы: - был мир на планете;
- мои дети знали о миротворцах человечества? |
Начать со своей семьи, с мира в семье и в душе. В этой работе можно опереться на нашу книгу «Восьмеричный путь к счастью» [Л. 5], где рассказывается о том, как мы себя программируем с помощью своих родителей и что делать, чтобы стать хозяевами своих родовых программ и обрести мир с собой и близкими. Смещать акцент с истории войн на историю мира, собирать информацию о людях, прекращавших или предотвращавших конфликты и войны и знакомить с этой информацией детей [Л. 6]. |
Примат воспитания (трудового и нравственного) над образованием. … ответственность за психологическую подготовленность ребёнка к школе. /Из родительской картины мира/ |
Очевидно: образовательный стандарт не может быть освоен учеником с недостаточным уровнем развития (развивающий стандарт). «Этическая педагогика утверждает: и развивающий стандарт [Л. 1,2] в свою очередь не может быть обеспечен без соответствующего уровня этического развития, то есть без воспитания (этический стандарт). Следствия: должное воспитание ускоряет развитие. Должное развитие ускоряет образование. Их отсутствие тормозит образование, ибо воспитание первично [Л. 7]. Воспитание – корневая система ребёнка, закладываемая в детстве, то есть «весной в саду его жизни» » [Л. 2] |
Согласовывать воспитание своих детей с этапами их этико-психологического становления [Л. 1]. В частности, для этого желательно: - познакомиться с поэтапным законом развития ребёнка как системы [Л. 1,4], чтобы знать, что и когда зависит от родителей; - не отучать от желания трудиться, особенно на этапе трудового становления [Л. 1,3,4]; - помочь ребёнку научиться управлять собой и своим здоровьем (на этапе послушания), чтобы им не управляли другие; этому будут способствовать занятия по этико-психологической подготовки и адаптации к школе [Л. 1; 4,см. Ассоциативная энциклопедия. Культура самоуправления; 8]; - заложить основы гуманистического отношения к человеку через знакомство с этической азбукой [Л. 9,10]; - особое внимание обращать на мир в семье и в душе на этапе запечатления состояний (в это время пример важнее объяснений – [Л.1,лекция 6]. |
Любовь к людям (детям, ученикам); …………………. Необходимость овладения этической и базисной картинами мира; …………………. Использование оценки только для оценки меры труда, а не личности ученика …………………. /Из педагогической картины мира/ |
«Эффективность педагогической системы образования всегда коррелировала с учётом или игнорированием принципов этической педагогики, так как игнорирование этапности развития ученика как системы ведёт к торможению и деградации образовательного процесса, к бессистемности и беспринципности, к потребительству и бесчеловечности. Поскольку принципы этической педагогики вытекают из базовых принципов природы, они всегда в той или иной мере или форме прослеживаются во всех педагогических системах (Коменский, Штайнер, Карл Май, Монтессори, Шаталов, Щетинин, Амонашвили и др.), если они таковыми являются, а уход от этической педагогики в сторону административной педагогики делает такие системы несовременными, ненужными и вредными, а, следовательно, непедагогичными (неэтичными, негуманными)» [Л. 11]. |
Согласовывать воспитание, развитие и образование своих учеников с этапами их этико-психологического становления, иначе учебный процесс будет не этичным, поскольку за его успешность придётся платить здоровьем учеников [Л. 12]. В частности для этого желательно: - познакомиться с поэтапным законом развития ученика как целенаправленной и самоорганизующейся системы, чтобы знать, что и когда зависит от ученика, родителей, учителей, а, следовательно, что и когда им по силам; - не отучать от желания учиться, прежде всего, на этапе ученического становления; - помочь ученику научиться учиться, то есть научиться управлять собой как учеником; этому будут способствовать оздоравливающие учебные игры [Л. 8] и весь практический инструментарий, наработанный этической педагогикой; - заложить основы гуманистического отношения к человеку через знакомство: с этической азбукой [Л. 9,10]; с этической и базисной картинами мира [Л. 1]; с культурой разных народов; с историей миротворцев; с духовной, научной и художественной картинами мира в их единстве; - побывать в музее гимназии Карла Мая – «жемчужины образовательной системы России» [Л. 7] или хотя бы познакомиться со списком знаменитых людей, окончивших эту школу. |
Судя по вышеприведённым методологическим конструктивным рекомендациям, этическая педагогика направлена на объединение усилий родителей, детей, учителей по формированию гуманистической личности. Этическая педагогика предлагает ряд парадигмальных выводов и учебных пособий (Этическую азбуку, задачник по развитию картины мира, описание базисной картины мира, развивающую и диагностирующую головоломку «Золотое сечение» [Л. 1,8], комплексный тест параметров самоуправления, систему диагностических вопросов и корректирующих оздоравливающих учебных игр), которые при системном использовании укрепляют семью и мирное сознание детей, приходящих в наш МИР. А не в войну.
«Дети будущего уже среди нас» — так называется книга Мег Блекберн Лоузи о современных типах детей. Я солидарен с автором этой книги: нам есть чему поучиться у современных детей, готовых страдать ради вразумления своих родителей и учителей (про политиков молчу). Дети изо всех сил гасят семейные ссоры, даже когда подсознательно сталкивают родителей ради того, чтобы они кое-что осознали и договорились о единых мирных правилах за столом переговоров, а не в битве за справедливость. На семейных консультациях у меня в кабинете часто возникает вопрос: кто кого привёл? Родители своё чадо или этот несмышлёныш, мечтающий о мире (в семье и в мире)? Вслушайтесь в слова современного ребёнка, прочитавшего книгу «Дети будущего уже среди нас» и написавшего предисловие к ней [Л. 13]: «Неужели Вы не понимаете, что мы здесь не ради личных целей, но ради целей всего мироздания? Мы, Новые дети, пришли в мир, чтобы помочь Вам» понять это. Чтобы помочь понять, «что единственной объединяющей силой всего сущего является любовь. Любовь – это голос Новых детей». Это голос маленького девятилетнего миротворца Николоса М. Чензе, носителя Света и Любви, как он сам себя назвал. Слава Богу, он не единственный. Мы радеем о Них, а Они, оказывается, радеют о Нас. Мы дарим им радости детства, а они дарят нам силы для укрепления мира в мире.
Валявский А.С., Санкт-Петербург, 02.04.14
Литература.
1. Валявский А.С. Как понять ребёнка. Любое из трёх изданий:1998, 2004, 2011.
2. Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.
Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 17–19 ноября 2011». – СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2011 (см. также на сайте www.sumom.su в разделе Статьи).
3. Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.1 — СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993.
4. Информационно-обучающий сайт СУМОМ www.sumom.su
5. Валявский А. С. Восьмеричный путь к счастью. Семья как путь в другие измерения. Возлюби себя. – СПб.: «ДИЛЯ», 2006, 2011.
6. Азбука Гармонии для глобального мира, гармоничной цивилизации и тетранет мышления. Всемирный учебник. Лев Семашко. Руководитель проекта. Главный редактор и 75 авторов ГСГ из 26 стран – СПб.: Издательство политехнического университета, 2012.
7. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове: Историческая хроника. – СПб.: Наука, 2005 (Часть 1); 2009 (Часть 2).
8. Валявский А.С. Оздоравливающие учебные игры. Любое издание: 2001, 2012.
9. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 1. Буквы. – СПб.: «ДИЛЯ», 2004.
10. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005. Примечание: части 3 и 4 (Фразы и Тесты) в работе.
11. Валявский А.С. Преемственность этической педагогики в современности.
Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 15–17 ноября 2012». – СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2012 (см. также на сайте www.sumom.su в разделе Статьи).
12. Валявский А.С. Этическая педагогика и здоровье как отражение процесса обучения.
Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья». — Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 27–28 марта 2014 года.
13. Мэг Блекберн Лоузи. Дети будущего уже среди нас. Дети индиго, кристаллические и звёздные дети, ангелы на Земле и феномен переходных детей., пер. с англ. — М.: РИПОЛ классик, 2007.