Матрица познания как способ реализации метапредметности в СШМиО на базе этической педагогики

Валявский А. С.,
доктор философии, академик МАИСУ, СПб

Матрица познания как способ реализации метапредметности в СШМиО на базе этической педагогики

Ключевые слова: матрица познания; метапредметы: Звук, Цвет, Число, …, Культура общения, Культура мышления, Культура самоуправления, …, Элемент, Целое, …, Картина мира; стандарты: образовательный, развивающий, этический; ключевые: слова, мысли, вопросы, образы, действия; картина мира: предметная, ученическая, этическая; этическая азбука, ассоциативная энциклопедия.

Ключевые мысли: В статье кратко описан опыт Свободной школы мышления и общения, позволяющий на современном уровне реализовать идеи метапредметности в соответствии с ФГОС в ДОУ и в школе. Сточки зрения этической педагогики главной книгой, закладывающей основы будущей школьной метапредметности, является Этическая азбука, а также курс этико-психологической подготовки к школе. Основными школьными метапредметами являются Культура общения, Культура мышления, Культура самоуправления. Эти метапредметы нацеливают учеников на формирование целостной картины мира, а преподавателей – на их развитие на материале своего предмета. Список 93 школьных метапредметов породил матрицу познания в Ассоциативной энциклопедии. Матрица познания может быть использована в средней и высшей школе любым предметником для установления межпредметных и метапредметных связей, что крайне необходимо в связи с потерей актуальности узкой специализации в высшем образовании и нарастанием роли интегративных знаний и умений.

Метапредмет – это то, что стоит за предметом
или за несколькими предметами,                       
находится в их основе и одновременно           
в корневой связи с ними.
        Хуторской А. В. 

Метапредметность как принцип организации содержания образования,  
как способ формирования теоретического мышления                                 
и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование
целостной картины мира в сознании ребёнка.
                       Кузнецов А. А. 

 Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития
какой-то конкретной организованности (знания, знака,                   
проблемы, задачи), которая надпредметна и носит                         
универсальный характер (отсюда и название метапредметов –  
«Знание, «Знак», «Проблема», «Задача»).
               Громыко Ю. В. 

Формирование у школьника мышления как такового,
которое может быть развёрнуто                                     
на любом предметном материале.
               Губанов А. 

В первую очередь учить детей мыслить –
причём, всех детей                                          
без всякого исключения.
        Громыко Н. В. 

Матрица познания в виде таблицы главных школьных предметов и метапредметов была впервые опубликована нами в [1] и выглядела следующим образом:

          В нашей Свободной школе мышления и общения (СШМиО) эта таблица всё время была на стене перед глазами учеников как табличный список, нацеливающий на знакомство со стандартным набором предметов и со списком понятий, связывающих их между собой в одно целое. Эти понятия мы называли метапредметами (например, Звук, Цвет, Число, …), объясняя ученикам важность формирования целостного представления о мире не только «глазами» стандартных предметов (например, физика знакомит с физической картиной мира /КМ/, химия – с химической КМ, математика – с математической КМ и т.д.), но и «глазами» метапредметов (например, метапредмет Звук нацеливает на знакомство со звуковой картиной мира, Цвет – с цветовой КМ, Число – с числовой КМ,…, Музыка – с музыкальной КМ, …).

          Ученику предлагалось получить первичное представление о каждом из элементов матрицы познания, называемых для простоты главными школьными словами и, естественно, отражающих расширенный образовательный стандарт того времени. По мере ознакомления с элементами матрицы познания по каждому предмету и метапредмету заводилась отдельная тетрадь, отражающая выполнение тех или иных заданий. Мы не скрывали от учеников, что не успеем наполнить эти тетради так полнокровно, как бы хотелось и могли. Но даже частичное прикосновение к этим элементам помогает сформировать в сознании некие именные информационные накопители, которыми можно будет пользоваться всю последующую жизнь. Попутно внимание учеников (в соответствии с новой концепцией образования[2]) обращалось не просто на межпредметные связи, но и на метапредметные связи, когда каждый элемент матрицы познания изначально подразумевается во всех остальных элементах, так как явно или неявно имеет в них своё представительство (по аналогии с устройством мозга, блоки которого имеют свои представительства в других блоках). Например, метапредмет Звук не только знакомит нас с миром звуков, пронизывающим все явления природы, но и должен быть представлен в химической КМ, в физической КМ и т.д. с точки зрения ритмичности тех или иных природных процессов, изучаемых этими науками. Приведём ещё один важный пример. Метапредмет Целое знакомит с самой фундаментальной закономерностью – закономерностью объединения элементов в жизнеспособный союз (целое), формирует обобщенное представление об элементах и целом, повышает методологическую грамотность, требующую умения выделять части, элементы и целое во всех природных явлениях. Кроме того, понятие об элементе, целом, иными словами о закономерности золотого сечения, должно быть прослежено учеником во всех школьных предметах. После окончания школы у ученика должны остаться знания, хотя бы свёрнутые до вопроса: «Что есть элемент и целое в интересующей меня предметной деятельности?» (см. тезисы доклада «Эвристическая роль принципа всеобщей взаимосвязи явлений в [1]).

          С точки зрения метапредмета Культура мышления метапредметные и межпредметные связи в нашей школе СШМиО подчёркивались с помощью выделения в каждом главном школьном слове: ключевых слов, ключевых мыслей, ключевых вопросов. Когда возник проект СУМОМ [3] и АЭ (Ассоциативная энциклопедия), реализующая его идеологию [4], главные школьные слова в АЭ мы стали называть элементами матрицы познания, а к ключевым словам, ключевым мыслям и ключевым вопросам добавили ключевые образы и ключевые действия. Тем самым методологически мы учли идею Вернадского о неполноте научной картины мира, которая необходимо должна быть дополнена художественной картиной мира (ради этого мы ввели ключевые образы) и духовной картиной мира [5, 6]. Эта же идея в совокупности с идеей философского сада камней [4, 5] дала нам право говорить ученикам о том, что с точки зрения формирования целостного образа мира нет главных или второстепенных предметов [5], а личной целью ученика должно быть формирование собственной Картины мира (см. 93-й элемент матрицы познания). Целью учителя с точки зрения этической педагогики, отражённой в матрице познания, также является формирование собственной картины мира ученика, без которой нет речи о мировоззренческой безопасностиЯдром этической педагогики является Культура общения (то, что во ФГОС частично подразумевается под коммуникативными компетенциями, а в матрице познания выступает под номером 32), Культура мышления (33-й элемент матрицы познания) и Культура самоуправления (34-й элемент матрицы познания, частично реализуемый на уроках физкультуры). Поэтому, ведя ученика к формированию собственной Картины мира (93-й элемент матрицы познания), учитель фактически занимается не преподаванием своего предмета, а развитием Культуры мышления, Культуры общения и Культуры самоуправления на материале своего предмета, то есть развитием ученической картины мира (87-й элемент матрицы познания)..

          Ядром этической педагогики является Культура общения (то, что во ФГОС частично подразумевается под коммуникативными компетенциями, а в матрице познания выступает под номером 32), Культура мышления (33-й элемент матрицы познания) и Культура самоуправления (34-й элемент матрицы познания, частично реализуемый на уроках физкультуры). Поэтому, ведя ученика к формированию собственной Картины мира (93-й элемент матрицы познания), учитель фактически занимается не преподаванием своего предмета, а развитием Культуры мышления, Культуры общения и Культуры самоуправления на материале своего предмета, то есть развитием ученической картины мира (87-й элемент матрицы познания).

          Культура самоуправления предполагает умение управлять своими эмоциями и движениями. Без этого умения не будет общения ни с людьми (Культура общения), ни с самим собой (метапредмет Здоровье, 35-й элемент матрицы познания), не будет и управления мышлением (Культура мышления), поскольку мышление тоже движение, но не тела, а мысли. Параметры самоуправления постоянно контролировались у всех учеников нашей школы и подшефных классов. Результаты измерений этих параметров, выраженные в секундах, обязательно включались в табель [7, 8].

          Культура мышления, Культура общения, Культура самоуправления относятся к развивающему стандарту (ключевое слово – развитие, обеспечивающее физическое здоровье). Не требует доказательств: образовательный стандарт не может быть обеспечен без соответствующего уровня физического здоровья. У развивающего стандарта также есть свой предшественник, называемый в этической педагогике этическим стандартом, отвечающим за духовное здоровье, то есть за воспитание.

          В связи с этим, опираясь на количественные и качественные модели развития ребёнка как системы [9, 10, 11], этическая педагогика утверждает: недостаточное воспитание тормозит развитие и, как следствие, образование; достаточное воспитание ускоряет развитие и, как следствие, образование. Этическая педагогика также утверждает, что нарушение технологии обучения (особенно в начальных классах) делает процесс обучения не этичным, так как за хорошее обучение с не соответствующими параметрами самоуправления дети платят здоровьем. Этическая педагогика утверждает: правильно организованное обучение должно оздоравливать, а не наоборот [8, 12].

          Чтобы здоровье в школе минимально страдало, начинать метапредметное обучение в духе этической педагогики, конечно, желательно до школы на занятиях по этико-психологической подготовке к школе детей вместе с родителями. Такая программа первично представлена в книге [5] и подробно расписана в книге [13]. На каждом занятии по этой программе на познавательном и развивающем материале идёт формирование внутреннего командира, так называемой диспетчерской программы, отвечающей за умение управлять собой вне зависимости от окружающих условий и внутренних переживаний (см. также выступление Чигановой Г. на данной конференции на дошкольной секции).

          Аналогом матрицы познания мира для познания себя как ученика является список главных ученических слов [5, 9], а познания себя как человека – список главных человеческих слов [14, 15]. Поэтому главной книгой, закладывающей основы будущей школьной метапредметности, можно считать нашу этическую азбуку - «Азбуку для стандартных и нестандартных детей, родителей и учителей» [14 -16]. Этическая азбука вся построена на использовании работ самих детей и направлена на «вочеловечивание» (Сухомлинский, Базарнов), а, следовательно, на духовное и физическое здоровье детей.


Историческая справка. Разновозрастная система развития картины мира ребёнка на базе этической педагогики была сформулирована нами в 90-х годах прошлого столетия [2, 5 (задачник по развитию картины мира), 9] и уже учитывала идеи метапредметности и формирование целостной картины мира, зафиксированные во ФГОС.

          В первом манифестационном выпуске «Этическая педагогика» был опубликован список уважаемых педагогических аудиторий [2, 17], в которых системно докладывались методологические и практические результаты деятельности СШМиО, в том числе по введению новых метапредметов, таблица которых была представлена во втором выпуске «Этическая педагогика» [1]. В этом же выпуске даётся первичное описание метапредметов Культура мышления и Культура общения, получившее дальнейшее развитие в последующих статьях и книгах.

          Например, к метапредмету Культура мышления относятся лекции: 4 (Как ребёнок думает), 5 (Что не понимают дети – о семи базисных типах задач для дошкольников и школьников начальных классов), 1 (Как согласовать образование с воспитанием – о системе развития картины мира), приложение 2 (Задачник по развитию картины мира), приложение 4 (Диагностирующая головоломка «Золотое сечение»), приложение 6.4 (Культура мышления и общения – ключевые слова и темы) в книге [5], а также практические диагностирующие и развивающие игры «Золотое сечение» [18] и «Форточки» [19]. К метапредмету Культура общения относятся лекции: 3 (Как помочь родителям и детям подготовиться к школе), 6 (Что не понимают родители – лекция об этапах этико-психологического становления детей от рождения до 24 лет), 7 (Как помочь старшекласснику – об элементах азбуки жизни и этической картины мира). К метапредмету Культура самоуправление относится лекция 2 (Что ребёнку не по силам – о развитии диспетчерской программы самоуправления) в книге [5], книга «Оздоравливающие учебные игры» [8], книга «Как научить ребёнка самоуправлению» [13], а также игра «Гонщики» [20] (настольные офтальмотренажёры для дошкольников, школьников и взрослых). Этическая азбука[14 - 16] в трёх томах относится к этическому стандарту, то есть к воспитанию, но также развивает Культуру мышления, Культуру общения и Культуру самоуправления.

          Эти метапредметы в Ассоциативной энциклопедии представлены для взрослых [7, 21, 22] в виде ключевых слов, ключевых мыслей, ключевых вопросов, ключевых образов, ключевых действий для формирования и расширения собственной картины мира в режиме самовоспитания, саморазвития и самообразования. Идеология ассоциативной энциклопедии [4] может быть использована любым предметником для установления межпредметных и метапредметных связей на базе предложенной нами матрицы познания.

          Данная матрица познания может также служить основой для классификации возникающих современных авторских метапредметов: «Я и проекты», «Учимся проектировать», «Свободная самостоятельная работа», «Рефлексивный круг», «Как стать успешным», «Сам себе учитель», «Культура познания», «Культура мышления», «Основы исследовательской деятельности», «Азбука логичного мышления», «Интеллектуальная безопасность», «Мнемотехника», «Интеллектуальное выживание», «Риторика», «Мироведение» [23], «Числа» [24], «Знание» [25], «Знак» [26], «Проблема» [27], «Задача» и т.д.

          Список литературы по порядку ссылок

1.Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.2 – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», Институт личности, 1994

2.Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.1 – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993

3.http://www.sumom.su

4.http://www.sumom.su/ideology/ideologiya_assotsiativnoy_entsiklopedii

5.Валявский А. С. Как понять ребенка. 3-е доп. изд. – СПб.: «ДИЛЯ», 2011

6.Хильми Г. Ф. Поэзия науки. – М.: Наука, 1972

7.http://www.sumom.su/encyclopedia/kultura_samoupravleniya

8.Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая.
Практикум. Информация к действию для практичных родителей. – СПб.: ТЕССА, 2001; СУМОМ, 2012

9. Валявский А.С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя
Доклад на второй международной научно – практической конференции 21 – 22 июня 1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт – Петербург.
Реальность и субъект, 1998, том 2, № 1, с.12 – 16.

10. Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности
Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 17-19 ноября 2011». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011

11.Валявский А. С. Преемственность этической педагогики в современности.
Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге –15-17 ноября 2012». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2012

12. Валявский А. С. ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья».
Секция 5: Здоровьесозидающий потенциал ФГОС в урочной и внеурочной деятельности. Организаторы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО), кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека.
Санкт-Петербург: 27–28 марта 2014 года

13. Валявский А. С. Как научить ребёнка самоуправлению. Этико-психологическая подготовка к школе детей вместе с родителями. Адаптация к школе. – СПб.: СУМОМ – Антитренинг, в печати

14.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005

15.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 3. Фразы. – СПб.: «Печатное агентство Феникс», 2015

16.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 1. Буквы. – СПб.: «ДИЛЯ», 2004

17.

http://sumom.su/history

18.Валявский А. С. Диагностирующая головоломка «Золотое сечение». Альбом эталонных фигур с методическими рекомендациями (для левого полушария, правого полушария и их взаимодействия). – Санкт – Петербург, 2016

19.Развивающая и диагностирующая игра «Форточки».
Инструкция с краткими методическими рекомендациями.
Автор-составитель Валявский А. С. Санкт-Петербург, 2018

20.Гонщики Валявский А. С. Оздоравливающая игра «Гонщики». Настольные офтальмотренажёры. Альбом эталонных фигур с краткими методическими рекомендациями. Санкт-Петербург, 2017

21.http://www.sumom.su/encyclopedia/kultura_obscheniya

22.http://www.sumom.su/encyclopedia/kultura_myshleniya

23.Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993

24.Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994

25.Громыко Ю. В. Метапредмет «Знание»/Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 2001

26.Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Систематизация и построение знаков. Понимание символов/Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 2009

27. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема»/Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998

          Примечание. Все вышеуказанные статьи Валявского А. С. опубликованы также на сайте www.sumom.su

Возврат к списку