Обучение с помощью знаков детей и их родителей

Обучение с помощью знаков детей и их родителей

Валявский А. С.,

доктор философии,

академик МАИСУ,

Ключевые слова: знаковая культура, этическая Азбука, символическая орнаментовка, главные человеческие слова, главные человеческие фразы, культура мышления, культура общения, этический стандарт, развивающий стандарт, образовательный стандарт, процесс проживания и «вочеловечивания».

Ключевые мысли: В основу этической Азбуки положено образное проживание букв, главных человеческих слов и смыслов главных человеческих фраз, обычно называемых «азбучными истинами». Процесс проживания опирается на разновозрастные рисунчатые работы детей и знаковую народную культуру, вплетённую в символическую орнаментовку главных человеческих фраз. Азбука реализует этический стандарт как необходимую предпосылку развивающего и образовательного стандартов в их приоритетной последовательности: воспитание – развитие – образование, ибо воспитание первично с точки зрения этической педагогики и эпигенетики, а данная Азбука нацелена на «вочеловечивание».

Чтобы рассказать, а не доказать.
Скиф Анахарсис, 7 век до н.э.

Кровь моя помнит, а разум обязывает.
«Путями великого россиянина»>

     1. Азбука – знаковая книга в жизни каждого человека. И не только потому, что она построена на основе знаковой письменности, но и в силу своей значимости. Об этом данный доклад на примере этической Азбуки, созданной по материалам многолетнего взаимодействия детей, родителей, воспитателей, учителей (СПб.: СШМиО[14], ДОУ № 137, ГОУ № 592 и ОУ др. городов).

     2. Перед Вами 3 тома «Азбуки для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей». Это означает, что по данной Азбуке можно с немалой пользой заниматься и с детьми, и с родителями, и с учителями. Для тех, кто не был на наших мастер-классах, в начале каждого тома приводятся соответствующие вступления для детей, родителей, учителей, имеются задания с подсказочными вопросами и некоторыми словесными и образными ответами в виде цветных разновозрастных ученических работ, приобщающих читателя к образному (символическому!) проживанию глазами детей: сначала букв в 1 томе[3], потом главных человеческих слов во втором томе [4], и, наконец, главных человеческих фраз в третьем томе[5].

    3. Данная Азбука включает рисунки детей из разных регионов России и позволяет детям учиться на более понятных и близких детских работах, что повышает их уровень внутреннего разнообразия [2, 3], и, следовательно, способствует развитию культуры мышления.

    4. Поскольку в Азбуку включены также работы некоторых родителей, она позволяет формировать разноуровневые индивидуальные и коллективные, семейные и классные задания, развивающие культуру общения.

    5. Все три тома Азбуки способствуют возрастанию семейного взаимопонимания и росту самосознания учеников. Так, например, игра «Поиск родственников букв» [3, с.96-98] очень показательно демонстрирует, кто кого в семье (или в классе) лучше понимает и чувствует. А о возрастающем самосознании учеников (самопонимании себя!) можно судить по росту серьёзности ученических фраз, вынесенных в третьем томе на диск [5].

    6. Образное проживание букв в первой части Азбуки [3] начинается с форзацных страниц с рисунками к каждой букве алфавита, но не с «Арбуза, барабана, вишни, …, лисы, мыши, …, трактора, …», а с более содержательного видеоряда: «Азбука, бабушка, внук, …, дом, …, Земля, …, мама, небо, …, папа, …», нацеливающего ребёнка не на бытовую Азбуку (имеется даже комьютерная азбука!), а на семейную (этическую!) Азбуку, ведущую к «вочеловечиванию» [1,20], а не к потребительству и роботизации. Далее, в первой части Азбуки варьируются разные способы изображения и «оживления» букв, подталкивающие к их осмыслению в их глубинной многоярусности.

Рисунок 1. Первые две форзацные страницы ко второй части этической Азбуки «Слова»

    7. Образное проживание слов во второй части Азбуки начинается с форзацных страниц (см. рис.1), на которых представлен список из 156 самых «главных человеческих слов, которые надо научиться узнавать в первую очередь, чтобы стать Человеком» [4]. Среди этих слов, безусловно, будут и такие, как вышеупомянутые: «Азбука, бабушка, …, папа, …», но появятся и более сложные для осмысления и проживания жизненных сценариев, такие, как, например: «мальчик, юноша, жених, муж, мужчина, папа, отец» и т.д. Данный список «родился» в авторской школе СШМиО и был опубликован в 1994 году [10].

     8. По аналогии с первой частью Азбуки, где варьировались и обыгрывались буквы, во второй части ученик встречает разные способы написания, изображения, шифрования, «оживления», обыгрывания слов. Эти способы подталкивают к осмыслению слов в их глубинной внутренней и внешней многоярусности. Если бы эти главные человеческие слова дети слышали в своей семье, они бы через контекст жизни прикоснулись к их сущности, то есть прожили бы их.

Рисунок 2. Пример оформления двух страниц из третьей части этической Азбуки «Фразы» к главному человеческому слову «Бабушка».

    9. Чтобы частично скомпенсировать отсутствие семейного проживания смыслов главных человеческих слов, пришлось сформировать третью часть Азбуки – «Фразы» [5]. В этой части каждому из главных человеческих слов уделено минимум 2 страницы (см. рис.2). На левой части страницы приводятся 10 ключевых фраз, раскрывающих смысл этого слова и напечатанных специально очень крупным шрифтом. На правой части страницы Вы найдёте дополнительную информацию в четырёх «окошечках»:
- в первом – собраны синонимы и, если есть, антонимы;
- во втором – народная мудрость в пословицах разных народов;
- в третьем – изречения мудрых людей;
- в четвёртом – мысли для обдумывания, которые не поместились на первой странице.

    10. Чтобы помочь детям и взрослым глубже «нырнуть» в смыслы главных человеческих слов, к каждому слову были подобраны символы или символические рисунки и фотографии, из которых была составлена двухъярусная символическая орнаментовка. Элементы символической орнаментовки предвосхищают последующие главные фразы, предваряют их, подготавливают к их восприятию. Ассоциативная свобода отдельных знаков позволяет «читать» (интерпретировать в словах) орнаментовку как дополнительный текст. В третьей части Азбуки приводится только один такой пример возможного дополнительного текста к слову «Цель». Варианты толкования последовательностей символов (символических орнаментов) к остальным главным человеческим словам выльются в целую книгу. Составление «толмача» всех использованных символов, коих набралось около 1200, «конечно, облегчит задачу родителей и учителей, но может лишить собственных оригинальных семейных толкований». В конце концов, когда мастерицы украшают орнаментами одежду, они не прикладывают толковник узоров – каждый вынужден их прочитывать в меру своих предпочтений и культурологического образования [5, с.399]. Список литературы по символам разных народов, который может прояснить некоторые ассоциативные интерпретации и блуждания автора в океане образов, указан на стр. 403-404 [5].

    11. Среди указанных работ любознательный читатель, желающий сформировать свой личный «толмач», несомненно, выделит работу Никитиной А. И. [19] как наиболее системное (упорядоченное до словаря) обобщение символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке (резьбе), литье.

    12. Ещё одна работа, «Сокровища русского орнамента» Марины Качаевой [16], также обладает подсказочной силой, связывающей построение орнаментов с закономерностью золотого сечения и через эту закономерность объясняющей их гармонизирующее воздействие на человека, поскольку «узоры живут в пульсирующих ритмах по закону золотого сечения, одновременно описывая и ритмы излучений человека, и ритмы геомагнитных полей» [16, т.1, с.43]. Впервые с необычными свойствами народного орнамента Качаева столкнулась в юности, когда «в соборе, где проходили съёмки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но … стоило надеть расшитые льняные одежды. Как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом!» [16, т.1, с.4]. Всё это тоже приходилось сознательно и интуитивно учитывать при компоновке символов и фрагментов народных орнаментов в символическую орнаментовку, обрамляющую собранные «азбучные истины», пробуждающие душу.

    13. В связи с фундаментальностью закономерности золотого сечения обучение детей и взрослых по нашей Азбуке желательно запараллелить с использованием диагностирующей и оздоравливающей головоломки «Золотое сечение». В этой игре совокупность простых квадратных и круглых фишек, соотносящихся друг с другом по закономерности золотой пропорции, фактически являются знаком целого, а квадратные и круглые фишки как бы обозначают (символизируют) простейшие элементы этого целого. Игра обучает компоновке гармонического (оптимального!) целого во множестве вариантов природного разнообразия [6].

    14. С точки зрения этической педагогики то, что содержится в трёх частях Азбуки, должно быть посеяно до школы. Или хотя бы в начальных классах. И вот почему.

    Сначала метафора. Всем известно, что надо делать весной в саду: пахать и сеять. А летом? Удобрять, поливать, то есть ухаживать. Многие современные дети - потребители уже весной собираются собирать урожай, они привыкли к «манне небесной», так как на этапе трудового становления (стадия адаптации по Фельдштейну) [21] им не давали трудиться. Вспомните, все дети до определённого возраста хотят помогать, но им не дают под стандартным предлогом: «Ещё маленький…». В итоге на мой вопрос: «Любишь ли ты трудиться?», такой ребёнок меня спросил: «А что такое труд?» «Это, когда люди помогают друг другу, особенно, в семье: дети помогают родителям». «Нет, - ответил он, - у нас дома быт налажен». Вывод об истоках нарастающего потребительства человечества делайте сами. А что в саду делают осенью? Собирают урожай, если есть что собирать. И пожинают плоды, какие есть. Ну, и, естественно, готовятся к следующему сезону. Когда же мы, как родители, всё знание о системном развитии ребёнка интегрируем во фразе «Что посеешь, то и пожнёшь», мы, бываем, похожи на сеятеля, который в декабре разбрасывает семена в саду жизни ребёнка, а в феврале хочет, чтобы они уже дали всходы. А если в мае на грядке увидит первые ростки свёклы, бегает по грядке и восклицает: «Ну, почему здесь выросла свёкла, я так хотел морковку!» Но…что выросло, то выросло, - подбадривают себя родители.

    Эту поэтическую метафору можно переложить на язык чисел следующим образом (Гармаев). То, что «сеется» в ребёнке от 0 до 12 лет, «даст всходы» в самостоятельных поступках с 12 до 24 лет. Более тонкую закономерность отмечают специалисты по нравственной психологии (см. рис3): то, что «запечатлевается в душе ребёнка» от 0 до 3 лет, максимально скажется на его поведении в возрасте от 21 до 24 лет; период с 3 до 5 лет «аукнется» с 19 до 21 года; возрастной диапазон от 5 до 7 лет будет иметь продолжение с 17 до 19 лет; диапазон от 7 до 9 лет «срезонирует» с 15 до 17 лет, а период с 9 до 12 породит последствия с 12 до 15 лет.

Рисунок 3. Этапы этико-психологического становления ребёнка как системы.

    Данная качественная и количественная модель отражает 12-летний цикл развития системы (существуют и другие циклы) [7,12] и служит интегративной моделью, обладающей рекомендательной силой для детей, родителей и учителей. Данная модель позволяет ставить и отвечать содержательно на вопросы: что и в какой период становления ребёнка как системы зависит от родителей, от учителей и от самого ребёнка.

    На основании вышесказанного можно сделать важнейший системный вывод: необходимо педагогический процесс согласовать с этапами становления ребёнка как системы. И только в этом случае образовательный процесс будет системным и повысится его качество[8,9,11,12]. Подробнее об этой модели применительно к потребностям педагогики и общества, родителей и учителей, можно прочитать в книге «Как понять ребёнка»[7] и на сайте[23].

Рисунок 4. Приоритетная последовательность педагогической «святой» троицы: воспитание ускоряет развитие, а развитие, в свою очередь, ускоряет образование.

    Всем понятно, что образовательный стандарт «не может быть взят» без соответствующего уровня развития. Этическая педагогика утверждает: и развивающий стандарт[12,13] в свою очередь не может быть обеспечен без соответствующего уровня этического развития (этический стандарт), то есть без воспитания. Следствия: должное воспитание ускоряет развитие, должное развитие ускоряет образование, их отсутствие тормозит образование, ибо воспитание первично. Воспитание – корневая система ребёнка, закладываемая в детстве, то есть «весной в саду его жизни», во время первых трёх дошкольных этапов, зависящих, прежде всего, от родителей. Именно в эти три весенних этапа необходимо наполнить смыслом главные человеческие слова, на что и нацелены все три части нашей Азбуки.

    15. Поэтому сегодняшний доклад я начал с фразы: азбука – знаковая книга в жизни каждого человека.

    Теперь добавлю: и в моей тоже. Спасибо моим главным воспитателям-родителям и моей первой учительнице, благодаря которой у меня в первом классе появился собственный букварь – больше ни у кого его не было. Азбука для меня ещё знаковая и потому, что вобрала в себя 1200 символических миниатюр и 28 лет моей жизни. Да что мои 28 лет, если Даль, говорят, создавал свой толковый словарь всего-навсего 41 год, а Гёте поставил точку в Фаусте через 51 год, а раньше Азбука, как пишет Иванченко, «мастерилась на века. Именно мастерилась, и с большой тщательностью, ибо для сохранности той информации, которую в неё заложат, каждая деталь её материала должна была обладать определёнными физическими качествами» [15, с.57]. Такую Азбуку можно было читать не глазами, а «всеми клетками тела» [15, с.56], её «секрет заключался в умении наших пращуров пользоваться биоэнергетикой» [15, с.56].

    16. Думаю, что современные дети в состоянии были бы прочитать такую древнюю Азбуку в силу своих биоэнергетических возможностей, хотя у многих наблюдается проблема с родным языком. Парадокс состоит в том, что при этом у большинства из них имеется программа «природной грамотности», но они ею не пользуются. Иными словами «кровь помнит» (Иванченко), а разум не обязывает. С точки зрения этической педагогики это происходит, прежде всего, потому, что обучение грамоте обычно строится на формально-логических левополушарных программах, игнорирующих образные правополушарные программы (см. рецензию доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Академии гуманитарных наук Колесниковой И. А. на нашу Азбуку в [3, с.5-7; 19, раздел Статьи]). Наша этическая Азбука нацеливает осознанных родителей, их детей и учителей на активацию генетической (образной!) структуры русского языка, позволяющей пробудить то, что «кровь помнит». Как мы уже писали выше (см. пункт 14 данной статьи) самые эффективные периоды для такой активации приходятся на три возрастных дошкольных этапа, зависящих от родителей. Эти периоды также являются наиболее плодотворными для коррекции генетических программ «исключительных детей» [14], которых мы называем нестандартными* (см. полное название нашей Азбуки – «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»). Иными словами, генетическая нестандартность (исключительность!) детей может быть (и посильно должна быть!) своевременно скорректирована родителями, поскольку среда первична, а, следовательно, первично воспитание. Так считает новая наука эпигенетика** [17, 18, 22], подтверждающая справедливость вышеупомянутого кредо этической педагогики (см. пункт 14 данной статьи), предлагающей данную Азбуку для активизации воспитания, то есть для «вочеловечивания» [1,20].

    17. Хотелось бы реконструировать древнюю Азбуку на основе изначальных 44 букв, но это будет реконструкция функции самопознания по иной системе базисных функций. Наши три части современной этической Азбуки процессуально ориентированы на те же цели самопознания: чтобы «разум обязывал» то, что «помнит кровь». Последнее невозможно без обращения к знаковой культуре народов, поэтому так важна наша Азбука, использующая около 1200 народных символов и символическую орнаментовку из этих символов для погружения в смыслы главных человеческих фраз (азбучных истин).

Спасибо за внимание и намерения.

 *К нестандартным детям мы относим и «исключительных» и выдающихся, поскольку считаем гениальность продолжением недостатков и наоборот. Такая классификация наиболее этична и конструктивна при семейной и индивидуальной работе.

** Так называемые эпигенетические маркеры «существуют вне (эпи-) фактической последовательности ДНК (-генетика)» и «влияют на то, каким образом гены выражают свои физические признаки». По образному выражению нобелевского лауреата П. Медавара «генетика полагает, а эпигенетика располагает».
«Гены не определяют действия людей – выражение наших генов на самом деле является нашим ответом на окружающую среду. Это было окончательно доказано в 1988 году британским молекулярным биологом Джоном Кэрнсом» [22].

Литература

1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. – М.: Концептуал, 2015

2. Валявский А. С. Адаптация системы к реальности за счет повышения уровня своего разнообразия Вторая конференция: «Многомерный мир. НЛП: методология и моделирование», Санкт-Петербург, 26-27 июня, 2000. Реальность и субъект, 2002, том 6, №2, с.12 – 14

3. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 1. Буквы. – СПб.: «ДИЛЯ», 2004

4. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005

5. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 3. Фразы. – СПб.: Печатное агентство «Феникс», 2015

6. Валявский А. С. Диагностирующая головоломка «Золотое сечение». Альбом эталонных фигур с методическими рекомендациями в двух томах (для левого полушария, правого полушария и их взаимодействия). – СПб.: СУМОМ, 2016

7. Валявский А. С. Как понять ребенка. 3-е доп. изд. – СПб.: «ДИЛЯ», 2011

8. Валявский А. С. Преемственность этической педагогики в системе Коменского и в современности.
Доклад на международном научно-практическом форуме
«Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из 21 века»,
Санкт-Петербург, 7-8 июня 2017 года
Доклад опубликован в «Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из 21 века: Материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7-8 июня 2017г.)/ ред. С. М. Марчукова. – СПб.: Петершулле, 2017», стр. 270 – 280

9. Валявский А.С. Преемственность этической педагогики в современности.
Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге –15-17 ноября 2012». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2012

10. Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.2. – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», Институт личности, 1994

11. Валявский А.С. ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья». - Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 27-28 марта 2014 года

12. Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.
Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 17-19 ноября 2011». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011

13. Валявский А. С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. Доклад на второй международной научно – практической конференции 21 – 22 июня 1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт – Петербург.
Реальность и субъект, 1998, том 2, № 1, с.12 – 16

14. Ефимова В. Л. Исключительные. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2016

15. Иванченко А.С. Путями великого россиянина. Роман-исследование о подлинной истории Руси-России.- СПб.: 2006

16. Качаева М. А. Сокровища русского орнамента /содержит альбом прорисовок/. - М.: Белые альвы, 2008 (книга 1); 2011 (книга 2)

17. Липтон Брюс. Умные клетки: Биология убеждений. Как мышление влияет на гены, клетки и ДНК. Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2011

18. Липтон Брюс, Бхаэрман Стив. Спонтанная эволюция: Позитивное будущее и как туда добраться. Пер. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2010

19. Никитина А.И. Узоречье. Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке /резьбе/, литье. – ООО «Исток»,2011

20. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978

21. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989

22. Konstantin Eriksen. The Science Of Epigenetics – How Our Minds Can Reprogram Our Genes
https://wakeup-world.com/2012/03/26/the-science-of-epigenetics-how-our-minds-can-reprogram-our-genes
(Наука эпигенетика – Как наше сознание может перепрограммировать наши гены http://mixednews.ru/archives/16985)

23. http://www.sumom.su

Возврат к списку