Преемственность этической педагогики в современности. - Валявский А.С.

Преемственность этической  педагогики в современности . - Валявский А.С. - практический психолог, доктор философии, академик МАИСУ, СПб.

Выводы : Эффективность педагогической системы образования всегда коррелировала с учётом или игнорированием принципов этической педагогики, так как  игнорирование этапности развития ученика как системы ведёт к торможению и деградации образовательного процесса, к бессистемности и беспринципности, к потребительству и бесчеловечности. Поскольку принципы этической педагогики вытекают из базовых принципов природы, они всегда в той или иной мере или форме прослеживаются во всех педагогических системах /Коменский, Штайнер, Карл Май, Монтессори, Шаталов, Щетинин, Амонашвили и др./, если они таковыми являются, а уход от этической педагогики в сторону административной педагогики делает такие системы несовременными, ненужными и вредными, а, следовательно, непедагогичными /неэтичными, негуманными/.

      Многие авторы, акцентируя внимание на первичности воспитания и трудового становления, определяли этическую педагогику как педагогику, отличную от официально принятой. При этом, критикуя официально принятую или превалирующую педагогику, которую, например, во времена Герцена могли назвать буржуазной [1,2] не давали конструктивно – нацеливающих системных определений, останавливаясь на очевидных публицистических выводах, одинаково злободневно звучащих во все времена, но не продвигающих к этической практике.

Далее цитируем по книге [1], в которой авторы так оценивают вклад Герцена в педагогику:

    … Герцен назвал царствование Николая 1 30 – летним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена , «подстерегало ребёнка при первом шаге в жизни и развращало кадета – дитя, гимназиста – отрока, студента юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности».

    …  строй, при котором процветают произвол, насилие, глумление над человеческой личностью, неуважение к человеческому достоинству, как отмечал революционный демократ Герцен, развращающим образом влияет на детей. Напротив, самое положительное влияние на них оказывает простой народ. Герцен считал, что именно народ является носителем лучших национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к Родине…

    …Герцен разъяснял, что, несмотря на жестокое подавление … демократических традиций русского воспитания, их не удалось полностью задушить. Передовые профессора и учителя «продолжали проповедовать идею независимости и ненависти к произволу».

 

       Историческим эхом отдаются  эти  слова и в сердцах современных  этических профессоров и  учителей.

      Не вызывают возражений и ряд  других ценных мыслей, высказанных  Герценом и «представлявших  большую  опасность для официальной  идеологии» [1]. Эти мысли несложно сгруппировать в соответствии с этическим, развивающим и образовательным стандартами, расположенными нами в последовательности, согласованной с этапами развития системы. Напомним, что мы об этом писали в предыдущем докладе [3]: 

«Образовательный  стандарт «не может быть взят»  без соответствующего уровня развития. Этическая педагогика утверждает:  и развивающий стандарт, в свою очередь, не может быть обеспечен без соответствующего уровня этического развития, то есть без воспитания. Следствия: должное воспитание ускоряет развитие, должное развитие ускоряет образование, их отсутствие тормозит образование, ибо воспитание первично. Воспитание – корневая система ребёнка, закладываемая в детстве, то есть «весной в саду его жизни»».

Этический стандарт.

      Воспитание детей, как справедливо отмечал Герцен, нужно начинать с раннего возраста, своевременно и планомерно развивать у них врождённые задатки – «зародыши» / «их больше хороших, чем дурных»/, формировать из них людей революционного долга, патриотов Родины , «воинов народа русского» [4].

      В связи с этим, семейное воспитание  Герцен считал «делом общественным, делом величайшей важности». «Семья, - писал он в «Былом и думах» , - начинается с детей … Из эгоизма двух она /любовь – прим./ делается не только эгоизмом трёх, но и самопожертвованием двух для третьего».

      Родители ответственны перед  обществом за воспитание детей: «Величайшее дело начального воспитания принадлежит матери … Ребёнок, не выводя женщины из дому, превращает её в гражданское лицо». «Если дети пойдут в дурную сторону – это будет моя вина» / «огромность дела отцовского»/. Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал дружественные отношения между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Дети должны с раннего возраста проявлять заботу друг о друге, членах семьи, о близких людях. Со временем это непременно перерастёт в высшие социальные чувства – в деятельную любовь к людям [4].

      Герцен, выступая против деспотизма  воспитателей и насилия над  детьми, отмечал важную роль «таланта  терпеливой любви», необходимость  развивать в детях их природные склонности к общению и труду, умение сдерживаться, подчиняться социальным требованиям, не теряя ответственности и самостоятельности / «Кто виноват?», 1841-1846/. По сути, это разговор о двух элементах ядра этической педагогики: культуры общения и культуры самоуправления [5].

      Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах [1,6].

     В связи с последним утверждением уместно вспомнить перекликающееся определение системы образования с точки зрения этической педагогики: система образования – это, прежде всего, «система развития личности в обучении» /см. «Основные идеи новой концепции образования» в [7]/.

Развивающий стандарт.

      Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола Герцен придавал науке. Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание, которое научно объясняет таинственное и мистическое, то есть учит думать/ «Опыт бесед с молодыми людьми», 1858; «Разговоры с детьми», 1859/ [1].

      Он осуждал догматизм и формализм в работе школ , где «мысли, суждения … прививаются, как оспа», где детям вбивают «готовые истины». По его мнению, образование есть результат упорного труда и собственного размышления того, кто учится [1]. По сути, это разговор о ещё одном элементе ядра этической педагогики – культуре мышления [5,8] и о базисном утверждении этической педагогики: «Учится ученик всегда сам как самоорганизующаяся система» [3].

Образовательный стандарт.

      Естественно, как образованный  человек, Герцен ратовал не  только за преподавание  естественных  наук в школе, но и за систему  всестороннего общего  образования,  невозможного без изучения  литературы/в  том числе и литературы античных народов/, иностранных языков, истории и так далее [1]. То есть, говоря современным языком, не за сокращение преподаваемых предметов, а за их расширение, не за уменьшение количества отводимых часов,  а за увеличение мыслительной нагрузки, развивающей и культуру мышления, и культуру самоуправления, и культуру общения, а, следовательно, ведущей к развитию собственной картины мира /см. [7], а также Ассоциативную энциклопедию на сайте www.sumom.org /.

 

      Аналогичным образом нетрудно  выделить элементы этической  педагогики в передовых  педагогических  идеях и других авторов,  поскольку  все передовые идеи возникают  как закономерные следствия  природных  законов развития систем /например, принцип природосообразности Коменского/. Эти идеи у разных авторов могут отличаться формулировками /вследствие разного понятийного аппарата/, практической конкретизацией, но содержательно будут отражать тот или иной срез одного и того же процесса. В силу этого частные картины мира авторов будут соперничать друг с другом по степени искренней неполноты или сознательного заблуждения. Этот методологический вывод имеет отношение также и к любой системе принципов, формулируемых авторами. Чем ближе их совокупность к реальности и к практической деятельности, тем сильнее очевидна их взаимосвязь и глубинная тождественность(нормировка по смыслу) [8]. И тем в меньшей степени авторы настаивают на своём авторстве, осознавая, что «всё есть во всём», поскольку «всё есть всё» [8,9].

      С этой точки зрения /с точки зрения метода философского сада камней – [8-10]/ идеи и принципы этической педагогики можно обнаружить и до Герцена и после него, а уж тем более в современности. Честь ему и хвала, что он поддержал очевидности. Жаль, если он действительно не оценил жизненный подвиг швейцарца Песталоцци[1], который ради детей и человечества не щадил себя и свою семью и закономерно заслужил слова на памятнике: «НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ, ВСЁ ДЛЯ ДРУГИХ» [11].

     Песталоцци не только рассуждал на бумаге, но и практически реализовывал свои идеи. Песталоцци выработал такой метод обучения, что, «пользуясь этим методом, даже самый неопытный и незнающий мог добиться цели» /Песталоцци/.

      К Песталоцци в  приют поступа ли «грязные, в лохмотьях, больные чесоткой, озлобленные, измученные, худые как скелеты» дети[11]. «А через полгода детей нельзя было узнать, — пишет один из биографов Песталоцци, — это были чистоплотные, скромные, трудолюбивые ребята, души не чаявшие в своем «отце» ».

Как удалось это сделать? Песталоцци объяснял свой метод так:

«С утра до вечера я  был среди них. Все хорошее  для их тела и духа шло к ним  из моих рук... Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их сл езами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, … , они были со мной, и я был с ними. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».

      Воспитанники Песталоцци много работали, полностью обслуживали приют со всем его хозяйством, и труд был не воспитательной мерой, а необходимостью, и оттого он воспитывал, соединял ребят, приучал к дисциплине. Ребенок стремится к добру, но «не для тебя, учитель, и не для тебя, воспитатель, а именно для самого себя... Ребенок должен сознавать, что твоя воля определяется необходимостью, вытекает из положения вещей», — говорил Песталоцци. Он не внушал правила морали, не читал нотаций. Никогда ничего не требовал от детей и не приказывал им. Со времен язычества и раннего христианства, говорил он, люди стали верить в силу проповеди, нравоучения. Но это простая болтливость! Истина должна сама вытекать из положения вещей, которое видит ребёнок, иначе она кажется ему «непонятною и утомительной игрушкой»… [11].

       Ещё при жизни  Герцена  начал свою педагогическую деятельность Карл Май, один из последователей передовых педагогических взглядов Дистервега, Песталоцци, Пирогова, Ушинского и т.д. Основным девизом школы Карла Мая было изречение ещё одного столпа педагогики Яна Амоса Коменского: «СПЕРВА ЛЮБИТЬ – ПОТОМ УЧИТЬ».

       Из стен этого  небольшого петербургского  заведения  вышла в жизнь и прославила  отечество потрясающая плеяда  людей, несущих  общечеловеческие  ценности в свою профессию  и деятельность ради людей.  Среди выпускников школы бол ее 100 докторов наук, 30 действительных членов-корреспондентов Академии наук или Академии художеств, члены государственного совета, министры внутренних дел, юстиции, крупнейшие военачальники, театральные деятели, писатели, художники, композиторы, учёные с мировым именем.

Перечисление всех учеников школы  составляет целый том на 336 страницах!

А вот конкретные имена некоторых  учеников: художники А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, С. Н. Рерих, В. А. Серов, К. А. Сомов, академик Д. С. Лихачёв, академик Я. И. Френкель. « Одной этой фамилии, - по мнению, академика Алфёрова, -  достаточно, чтобы прославить эту школу». Во многих случаях школа Карла Мая давала образование нескольким поколениям одной фамилии: Гагариных, Голицыных, Елисеевых, Гримов, Добужинских, Рерихов, Римских – Корсаковых, Семёновых - Тян-Шанских. «Своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа – 25 членов этого клана учились «у Мая»» (Н. В. Благово)

Эффективность этических принципов этой школы налицо: из школы выходили деятели науки, техники и искусства, но при этом они все были воспитаны в духе высочайшей человечности.

На сегодняшний день на территории этой знаменитой гимназии Мая находится  «Институт информатики и  автоматизации  РАН» и камерный, но очень значимый, гимназический музей, возни кший благодаря благодарному директору этого института, заслуженному деятелю науки и техники РФ, члену-корреспонденту РАН, доктору технических наук, профессору Р. М. Юсупову, справедливо оценившему школу К.Мая как « жемчужину образовательной системы России ».

Завтра , 18.11.12, мы приглашаем благодарных потомков посетить этот высоконравственный музей и ощутить этический дух Карла Мая, до сих пор витающий в его стенах и представленный в лице его 80-летнего директора Никиты Владимировича с удивительной фамилией – Благово / сбор в 12 часов по адресу: Спб, В.О., 14 линия, дом 39/.

      ……………………………………………………………………………… ……….

      Мы можем легко  продолжить этот список нашими  современниками, практически подтверждающими  преемственность этической  педагогики  в современност и: Амонашвили, Шаталов, Щетинин, Лысенкова, Занков, Эльконин, Цукерман, …

      Благодаря этим  педагогам в педагогической  картине  мира в вопросах  [12] появился такой вопрос: «Какая педагогическая идея объединяет таких знаменитых педагогов, как Амонашвили, Шаталов, ….?» [7,9,12].

      Все они в своей практике шли от ребёнка к методу, к предмету, к заданию, к учебному пособию, а не наоборот, как это делает административная педагогика, которая до бесконечности готова модернизировать программы и систему, пытаясь снивилировать участие учителя как прибора /вспомните квантовый принцип Гейзенберга/, который не предмет преподаёт, а «даёт себя через него» /Букин/, как это делал Песталоцци и все, идущие по пути этической педагогики.

Выводы: Эффективность педагогической системы образования всегда коррелировала с учётом или игнорированием принципов этической педагогики, так как игнорирование этапности развития ученика как системы ведёт к торможению и деградации образовательного процесса, к бессистемности и беспринципности, к потребительству и бесчеловечности. Поскольку принципы этической педагогики вытекают из базовых принципов природы, они всегда в той или иной мере или форме прослеживаются во всех педагогических системах /Коменский, Штайнер, Карл Май, Монтессори, Шаталов, Щетинин, Амонашвили и др./, если они таковыми являются, а уход от этической педагогики в сторону административной педагогики делает такие системы несовременными, ненужными и вредными, а, следовательно, непедагогичными /неэтичными, негуманными/.

Литература.

1. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. История педагогики.

  - М.: Просвещение, 1982.

2. Педагогическая теория русских революционных демократов В.Г.Белинского и А.И.Герцена. www.detskiysad.ru/ped/ped122. html

3.Валявский А.С. Этическая педагогика как  система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.

Доклад на международном ежегодном  форуме

«ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ – 17-19 ноябр я 2011».

Доклад опубликован в  материалах  секции: «Новый век: гармония природы  и интеллекта». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011, стр. 45-48 ; см. также на www.sumom.su

4. История педагогики. Глава 12. Революционно-демократическая педагогическая теория 30—40-х гг. XIX в. www.gala-d.ru/parts/1093- part12.html

5.Валявский А. С. Адаптация  системы к реальности за счёт  повышения уровня своего  разнообразия.

   Вторая  конференция: «Многомерный мир. НЛП: методология и моделирование», Санкт – Петербург, 26-27 июня. 2000.

   Реальность и суб ъект, 2002, том 6, № 2, с.12-14; см. также на www.sumom.su

6. Герцен Александр Иванович — Википедия.

    Примечание: перейти к разделу Педагогические идеи‎: «В наследии Герцена нет специальных   теоретических работ о воспитании…»

7 .Валявский А.С.Этическая педагогика.Вып.1-СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993.

8. Информационно-обучающий сайт СУМОМ. www.sumom.su

9. Валявский А. С. Как понять  ребенка. 

Первое издание. – СПб.: Фолио  – Пресс, 1998. Третье издание. – СПб.: «ДИЛЯ», 2011.

10.Валявский А. С., Яковис А.  С. Оздоравливающие учебные  игры. Часть первая: Практикум. Информация к действию для практичных родителей.

Первое издание. – СПб.: ТЕССА, 2001. Второе издание. – СПб.: СУМОМ, 2012.

11. Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. - М.: Детская литература, 1972, стр.76-86.

1 2.Валявский А. С. Педагогическая картина мира: вопрос порождает вопрос.

   Доклад на второй международной научно – практической конференции 21 – 22 июня

   1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт – Петербург.

   Примечание: в тезисах конфер енции доклад упоминается под другим названием:

   «Какие вопросы порождает  педагогическая картина мира  в вопросах».

   Реальность и субъект, 2001, том 5, № 4, с.36 – 41; см. также  на  www.sumom.su

            

             Иоганн Генрих                                                  Александр Иванович                                   Карл Иванович

                 Песталоцци                                                               Герцен                                                             Май

                  /1746-1827/                                                            /1812-1870/                                                  /1820-1895/

Возврат к списку