Преемственность этической педагогики в системе Коменского и в современности

Андрей Валявский,

доктор философии, психолог, педагог, академик МАИСУ,

Санкт Петербург, Россия

   Преемственность этической педагогики
   в системе Коменского и в современности

Резюме (ключевые мысли): Педагогическая картина мира Коменского до сих пор современна по содержанию и глубоко этична. Принцип этапности как стержневой принцип этической педагогики позволяет сформулировать интегративную модель развития ребёнка как системы и упорядочить практические современные рекомендации по согласованию педагогического процесса с этапами этико-психологического становления детей. Нарушение данного принципа недопустимо, ибо ведёт к нарушению этичности обучения и, как следствие, к потере здоровья (и физического и нравственного). Поэтому этическая педагогика нацеливает, прежде всего, на обеспечение этического стандарта (воспитание, этическая азбука) и развивающего стандарта (развитие, параметры самоуправления).
Ключевые слова: педагогическая картина мира, этическая педагогика, административная педагогика; принцип этапности; эпигенетика; этический стандарт, развивающий стандарт, образовательный стандарт; главные человеческие слова, этическая азбука; параметры здоровья (параметры самоуправления), ассоциативная энциклопедия.

   Continuity of Ethical pedagogy in the pedagogical picture
   of Comenius and in modern times

Summary (key thoughts): The pedagogical picture of J. A. Comenius's world is still up-to-date in content and deeply ethical. The principle of gradualness as a core principle of ethical pedagogy allows us to formulate an integrative model of child development as a system and streamline practical modern recommendations on the harmonization of the pedagogical process with the stages of the ethical and psychological development of children. Violation of this principle is unacceptable, because it leads to violation of the ethics of education and, as a consequence, to the loss of health (both physical and moral). Therefore, ethical pedagogy aims, above all, to ensure the ethical standard (upbringing, ethical alphabet) and the development standard (development, self-management parameters).
Key words: pedagogical picture of the world, ethical pedagogy, administrative pedagogy; the principle of gradualness; epigenetics; ethical standard, developing standard, educational standard; the main human words, ethical alphabet; health parameters (self-management parameters), associative encyclopedia

        Почему педагогическая картина мира Коменского до сих пор современна? Прежде всего, потому, что она является системой – системой, описывающей взаимодействие её элементов (детей, учеников, родителей, учителей, семьи, общества,…) в их временном становлении. Во-вторых, потому что педагогический тезаурус Коменского до сих пор не потерял свою актуальность для современной педагогики. В - третьих, потому что его педагогические принципы вытекают из принципов природы, современность которых не тускнеет с веками. Со временем может измениться объём понятий и, как следствие, может измениться форма воплощения принципов в педагогическом процессе, но их содержание останется неизменным, ЭТИЧНЫМ, – в силу этичности принципов природы.

        Следовательно, педагогическая картина мира Коменского до сих пор современна, так как, по сути, является ЭТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКОЙ [1] , противостоящей административной педагогике [2] , ведущей «к торможению и деградации образовательного процесса, к бессистемности и беспринципности, к потребительству и бесчеловечности»[3]. Этическая педагогика в современном изложении демонстрирует осознанный набор педагогических принципов[1] и их практических реализаций в виде современных книг, оздоравливающих учебных игр, учебных пособий[4]. Комениологи без труда заметят множественные очевидные аналогии с системой Коменского, поэтому, в целях экономии времени, мы их по возможности не будем проводить, акцентируя внимание на мощности общего подхода, совпадающего по содержанию, но отличающегося по форме описания у разных авторов.

        Так, например, один из стержневых принципов этической педагогики, принцип этапности, прослеживается во многих педагогических системах. В том числе:
    - у Коменского (идея непрерывного обучения и воспитания всю жизнь – в материнской школе, в школе, в академии, в школе зрелого возраста);
    - у Ушинского (обучение и воспитание с учётом возрастных и психологических особенностей развития ребёнка);
    - у Штайнера (обучение и воспитание с учётом семилетних циклов развития ребёнка);
    - у «советского Песталоцци» Блонского (обучение и воспитание на основе знаний возрастных периодов и закономерностей развития ребёнка).

        В книге «Как понять ребёнка»[5] в главе «Что не понимают родители» кратко описаны несколько других известных моделей периодизации развития ребёнка как системы. Отметим здесь только одну из них, обладающую наибольшей прогностической и объяснительной силой с точки зрения нашего практического опыта, что отнюдь не умаляет заслуги других авторских моделей. Сначала метафора. Всем известно, что надо делать весной в саду: пахать и сеять. А летом? Удобрять, поливать, то есть ухаживать. Многие современные дети - потребители уже весной собираются собирать урожай, они привыкли к «манне небесной», так как на этапе трудового становления (стадия адаптации по Фельдштейну)[6] им не давали трудиться. Вспомните, все дети до определённого возраста хотят помогать, но им не дают под стандартным предлогом: «Ещё маленький…». В итоге на мой вопрос: «Любишь ли ты трудиться?», такой ребёнок меня спросил: «А что такое труд?» «Это, когда люди помогают друг другу, особенно, в семье: дети помогают родителям». «Нет, - ответил он, - у нас дома быт налажен». Вывод об истоках нарастающего потребительства человечества делайте сами. А что в саду делают осенью? Собирают урожай, если есть что собирать. И пожинают плоды, какие есть. Ну, и, естественно, готовятся к следующему сезону. Когда же мы, как родители, всё знание о системном развитии ребёнка интегрируем во фразе «Что посеешь, то и пожнёшь», мы, бываем, похожи на сеятеля, который в декабре разбрасывает семена в саду жизни ребёнка, а в феврале хочет, чтобы они уже дали всходы. А если в мае на грядке увидит первые ростки свёклы, бегает по грядке и восклицает: «Ну, почему здесь выросла свёкла, я так хотел морковку!» Но…что выросло, то выросло, - подбадривают себя родители.

        Эту поэтическую метафору можно переложить на язык чисел следующим образом (Гармаев). То, что «сеется» в ребёнке от 0 до 12 лет, «даст всходы» в самостоятельных поступках с 12 до 24 лет. Более тонкую закономерность отмечают специалисты по нравственной психологии: то, что «запечатлевается в душе ребёнка» от 0 до 3 лет, максимально скажется на его поведении в возрасте от 21 до 24 лет; период с 3 до 5 лет «аукнется» с 19 до 21 года; возрастной диапазон от 5 до 7 лет будет имеет продолжение с 17 до 19 лет; диапазон от 7 до 9 лет «срезонирует» с 15 до 17 лет, а период с 9 до 12 породит последствия с 12 до 15 лет.

        Данная качественная и количественная модель отражает 12-летний цикл развития системы (существуют и другие циклы) [3,5] и служит интегративной моделью, обладающей рекомендательной силой для детей, родителей и учителей. Данная модель позволяет ставить и отвечать содержательно на вопросы: что и в какой период становления ребёнка как системы зависит от родителей, от учителей и от самого ребёнка.

        На основании вышесказанного можно сделать важнейший системный вывод: необходимо педагогический процесс согласовать с этапами становления ребёнка как системы. И только в этом случае образовательный процесс будет системным и повысится его качество. Подробнее об этой модели применительно к потребностям педагогики и общества, родителей и учителей, можно прочитать в книге «Как понять ребёнка»[5] и на сайте[7]. Практическая направленность книги «Как понять ребёнка» делает её прикладной, несмотря на массу теоретических отступлений. Именно в ней вы познакомитесь с базисной картиной мира, из которой вытекают практические следствия, и с задачником «Развитие картины мира» (одно из пособий по культуре мышления). Информационно – обучающий сайт[8], прежде всего, направлен на формирование виртуального образовательного пространства в Интернете с позиций этической педагогики, принятой в СУМОМ (Свободный университет мышления, общения, мудрости) в качестве базовой концепции.

        В связи с этим мы трактуем СУМОМ как университет самовоспитания, саморазвития и самообразования. Для этих целей на сайте представлены видео- и аудио- записи, статьи, программы и ассоциативная энциклопедия, позволяющая через матрицу познания составлять и проходить индивидуальный маршрут самообучения. СУМОМ мы трактуем как процесс, развивающийся вместе с виртуальными и реальными студентами, вместе с их потребностями и нашими возможностями. Обо всех практических и теоретических занятиях Свободного университета мы сообщаем на сайте в разделе «Новости», постепенно наполняя сайт информацией, расширяющей представления об этической педагогике:
    - как о системе познания мира через себя и себя через мир;
    - как о разновозрастной системе формирования и осознания, расширения и дополнения частной картины мира Ученика в школе под названием Жизнь (ребёнка, подростка, школьника, студента, взрослого) с опорой на этическую и базисную картины мира и метод философского сада камней[1,5,10-13];
    - как о системе воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.

        В этих определениях этической педагогики слова: воспитание, развитие, образование поставлены в последовательности, согласованной с этапами развития системы. Всем понятно, что образовательный стандарт «не может быть взят» без соответствующего уровня развития. Этическая педагогика утверждает: и развивающий стандарт[14] в свою очередь не может быть обеспечен без соответствующего уровня этического развития, то есть без воспитания. Следствия: должное воспитание ускоряет развитие, должное развитие ускоряет образование, их отсутствие тормозит образование, ибо воспитание первично. Воспитание – корневая система ребёнка, закладываемая в детстве, то есть «весной в саду его жизни».

        Свяжем наши выводы с нуждами человечества и современной педагогики следующим образом: «согласовав педагогический процесс с этапами этико-психологического становления ребёнка как системы, мы «теряем» бессистемность современного образования, «уходим» от его бездуховности, непатриотичности, потребительской направленности, и тем самым повышаем его качество»[3]. Этическая педагогика, обосновывая этот вывод, предлагает соответствующий практический инструментарий[5,10-23] и, сознательно формируя ученическую картину мира[10,11,12,14] к периоду интеграции[6] переводит ученика в режим самообучения, а, следовательно, в режим самовоспитания, саморазвития и самообразования, так как ученик начинает ответственно понимать, что учителя не учат, а создают условия для обучения[10] . Учится ученик всегда сам как самоорганизующаяся система.

        В настоящее время актуальность вышеупомянутых выводов значительно возросла в связи с растущей необходимостью формирования мирного сознания человечества, истоки которого взращиваются родителями и педагогами. Мирное сознание, с которым дети приходят в этот мир, может быть укреплено взрослыми или разрушено. Разрушение следует за игнорированием законов системного развития ребёнка. Укрепление мирного сознания происходит в результате согласования процессов воспитания, развития и образования. Именно на это нацелены системные практические рекомендации этической педагогики[4], ведущие ребёнка к формированию собственной гуманистической картины мира. Этическая педагогика направлена на объединение усилий родителей, детей, учителей, предлагая ряд парадигмальных выводов и учебных пособий, которыми уже сегодня могут воспользоваться грамотные и сознательные учителя, родители и ученики вне зависимости от разрушающих действий научно необоснованной, но социально востребованной административной педагогики[24, 25].

        Практический инструментарий этической педагогики (Этическая азбука в трёх томах, задачник по развитию картины мира, описание базисной картины мира, развивающая и диагностирующая головоломка «Золотое сечение» в двух томах[26], комплексный тест параметров самоуправления, система диагностических вопросов и корректирующих оздоравливающих учебных игр[12] и т.д.) при системном использовании укрепляют семью и мирное сознание детей, приходящих в наш МИР. А не в войну.

        «Дети будущего уже среди нас» - так называется книга Мег Блекберн Лоузи о современных типах детей. Я солидарен с автором этой книги: нам есть чему поучиться у современных детей, готовых страдать ради вразумления своих родителей и учителей (про политиков молчу). Дети изо всех сил гасят семейные ссоры, даже когда подсознательно сталкивают родителей ради того, чтобы они кое-что осознали и договорились о единых мирных правилах за столом переговоров, а не в битве за справедливость. На семейных консультациях у меня в кабинете часто возникает вопрос: кто кого привёл? Родители своё чадо или этот несмышлёныш, мечтающий о мире в семье и в мире? Вслушайтесь в слова современного ребёнка, прочитавшего книгу «Дети будущего уже среди нас» и написавшего предисловие к ней[27]: «Неужели Вы не понимаете, что мы здесь не ради личных целей, но ради целей всего мироздания? Мы, Новые дети, пришли в мир, чтобы помочь Вам» понять это. Чтобы помочь понять, «что единственной объединяющей силой всего сущего является любовь. Любовь – это голос Новых детей». Это голос маленького девятилетнего миротворца Николоса М. Чензе, носителя Света и Любви, как он сам себя назвал. Слава Богу, он не единственный. Мы радеем о Них, а Они, оказывается, радеют о Нас. Мы дарим им радости детства, а они дарят нам силы для укрепления мира в мире.

        В соответствии с кредо этической педагогики [10,28] учебный процесс будет неэтичным, если за его успешность придётся платить здоровьем ученика. С точки зрения этической педагогики, как мы указывали выше, нарушение принципа этапности будет вести к торможению не только этического развития (этический стандарт, культура общения, список главных человеческих слов), но и физического и психического развития (развивающий стандарт, культура самоуправления, список главных ученических слов) и, как следствие, невозможности «взять» образовательный стандарт (список главных школьных слов, породивших матрицу познания в Ассоциативной энциклопедии). Это, во-первых.

        Во-вторых, любой ребёнок может успешно учиться только при соответствующем уровне самоуправления. Не этично требовать от системы то, что ей не по силам. В связи с этим, этическая педагогика ставит и конструктивно отвечает /качественно и количественно/ на центральные педагогические вопросы: что по силам ребёнку, а что не по силам; что по силам родителям, а что не по силам; что по силам учителям, а что не по силам. Иными словами: что зависит, а что не зависит от каждого участника святой педагогической троицы – ребёнка, родителя, учителя. Об умении управлять собой можно, в частности, судить по комплексному тесту, состоящему из семи последовательных измерений с помощью секундомера: время, в течение которого ребёнок может удерживать равновесие с закрытыми глазами, стоя на одной ноге, а потом – на другой; время, в течение которого ребёнок может задерживать дыхание после вдоха, а потом – после выдоха; время, в течение которого ребёнок может тянуть три гласных звука: А, О, И.

        Количественное и качественное описание данного теста кратко представлено в книге[12], а также на сайте[29]. При параметрах самоуправления ниже нормативных ученик, как правило, не в состоянии принимать, обрабатывать и выдавать информацию с требуемой скоростью и требуемым качеством /развивающий стандарт/. Как показала практика, если такой ученик, тем не менее, учится успешно, через некоторое время он начинает болеть /особенно часто ухудшается зрение/ или падает скорость чтения, письма, мышления, «ломается» почерк, ломается позвоночник (как говорят хирурги – «на ровном месте») и т.д. Это, безусловно, связано с тем, что ребёнок как система функционирует с неоптимальными параметрами, а, следовательно, перенапрягается и расходует свой ресурс, не пополняя его. Если параметры управления достаточно высоки, а ребёнок, тем не менее, игнорирует учёбу, то, скорее всего, надо заниматься не развивающим стандартом (тренингом), а этическим стандартом (прежде всего, мотивацией).

        В школе СШМиО[5,11,12,29-31] и во всех подшефных классах значения параметров самоуправления постоянно отслеживались и обязательно вносились в четвертной табель как показатели убывающего или прибывающего здоровья. Именно поэтому одну из наших книг мы и назвали «Оздоравливающие учебные игры», желая подчеркнуть названием, что учёба, не способствующая оздоровлению, не этична. Играя в эти игры[12] на уроках, на тренингах, на дополнительных занятиях, мы добивались увеличения параметров самоуправления, а, как следствие, снижения количества заболеваний (в том числе, улучшения зрения)[32] и роста успеваемости. Для желающих лучше понять, почему такие простые учебные игры обладают таким здоровьесозидающим потенциалом, можем рекомендовать недавно вышедшую книгу с нацеливающим названием: «Педагогика, изменяющая мозг»[33]. С точки зрения ЭП нарушение её принципов[1] и вытекающих из них технологий обучения (особенно в начальных классах)[24], ведёт к нарастанию сердечно сосудистых заболеваний, росту количества гиперактивных и аутичных детей, падению зрения и слуха, торможению физического и психического развития, падению детородной функции (25% американских семей уже бесплодны)[34], и т.д. Всем очевидна масштабность неоздоравливающего воздействия современных школ по нарастающему процветанию фармацевтической промышленности. Это плохая весть.

        Хорошая весть состоит в том, что современная педагогика, хоть и бессистемна и неэтична в своей реализации, но достаточно богата, чтобы каждому осознавшему опасность исчезновения человечества было что делать. Если не в социальном плане, то хотя бы в своей семье как в ячейке общества, выращивающей семена будущего.

        Хорошая весть состоит также в том, что современная наука в лице эпигенетики[34] провозгласила примат влияния среды над генетическими программами. Тем самым поставив вопрос о сознательном родительстве[34] и подтвердив справедливость этического кредо истинных педагогов: «Сперва любить, потом учить» (Коменский, Песталоцци, Карл Мая, Сухомлинский, …).

        Этическая педагогика с полным основанием может продолжить эту цепочку: «Сперва учить, потом лечить», но начинать учить надо заблаговременно и своевременно (поэтапно!), начинать с «корневой системы», то есть с любви, то есть с этического стандарта, то есть с воспитания, ибо «нет ничего труднее, как перевоспитывать человека, плохо воспитанного» (Коменский). Мы можем добавить с полным современным основанием: нет ничего труднее, как лечить (заниматься коррекционной педагогикой) детей, не наставленных любовью родителей и учителей на путь добра, так как у каждой болезни есть этические корни (детский психиатр Гарбузов В. И.).

        Ядром этической педагогики являются культура общения[35], культура мышления[36], культура самоуправления[29], придающие системный и этичный характер родительским и учительским усилиям по реализации:
    - этического стандарта (список главных человеческих слов, набор главных человеческих фраз, азбучных истин, составленных из этих слов, собранных и обыгранных в трёх томах Этической азбуки и иллюстрированных работами детей и символами культур разных народов);
    - развивающего стандарта (список главных ученических слов, представленных в последних изданиях книги «Как понять ребёнка»);
    - образовательного стандарта (список главных школьных слов, породивших матрицу познания в Ассоциативной энциклопедии).

        Во взаимосвязи этих трёх стандартов - залог физического и нравственного здоровья и здравия человечества.

        Это прекрасно понимал и чувствовал Коменский, конкретизируя в своей системе этическую педагогику. Да, он в ряде случаев прибегал к другим терминам и примерам, но до сих пор современен по содержанию. Поэтому нам есть чему непрерывно учиться в его ШКОЛЕ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ, входя с радостью в школу как в ДОМ РАДОСТИ, неся детям азбучные истины, приобщая их к общечеловеческой мудрости, которая «возвышает и делает нас сильными и великодушными» (Коменский).

        «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле» (Коменский)

Будем действовать с благодарностью!

      Список литературы по порядку ссылок

      1..http://www.sumom.su/ideology/ideologiya_eticheskoy_pedagogiki

      2. Валявский А.С. Преемственность этической педагогики в современности. Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге –15-17 ноября 2012». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2012

      3.Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности. Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 17-19 ноября 2011». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011

      4.Валявский А.С. Конструктивные рекомендации этической педагогики по формированию мирного сознании человечества. Проект заказной статьи для книги «Наука глобального мира или миролюбология: первое общее благо для 21 века и каждого человека, научная революция мирного мышления, созидание мира из гармонии, а не из войны. Всемирный учебник для школ, колледжей, университетов и академий». - СПб.: 02.04.14

      5.Валявский А. С. Как понять ребенка. 3-е доп. изд. – СПб.: «ДИЛЯ», 2011

      6.Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989

      7.http://www.sumom.su

      8.http://www.sumom.su/articles

      9.http://www.sumom.su/ideology

      10.Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.1 – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993

      11.Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып.2 – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», Институт личности, 1994

      12.Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая. Практикум. Информация к действию для практичных родителей. – СПб.: ТЕССА, 2001; СУМОМ, 2012

      13.Валявский А. С. Восьмеричный путь к счастью. Семья как путь в другие измерения. Возлюби себя. 2-е изд. – СПб.: «ДИЛЯ», 2011

      14.Валявский А. С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. Доклад на второй международной научно – практической конференции 21 – 22 июня 1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт – Петербург. Реальность и субъект, 1998, том 2, № 1, с.12 – 16

      15.Валявский А. С. Педагогическая картина мира: вопрос порождает вопрос. Доклад на второй международной научно – практической конференции 21 – 22 июня 1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт – Петербург. Примечание. В тезисах конференции доклад упоминается под другим названием: «Какие вопросы порождает педагогическая картина мира в вопросах». Реальность и субъект, 2001, том 5, № 4, с.36 – 41

      16.Валявский А. С. Адаптация системы к реальности за счет повышения уровня своего разнообразия. Вторая конференция: «Многомерный мир. НЛП: методология и моделирование», Санкт – Петербург, 26-27 июня. 2000. Реальность и субъект, 2002, том 6, № 2, с.12-14

      17.Валявский А. С. Оздоровление зависимых детей через работу с семьей в ДОУ. Тезисы доклада. Материалы - научно практической конференции «Актуальные проблемы сохранения здоровья на всех жизненных этапах дошкольного детства» от 24 апреля 2003 года. – СПб.: Отдел образования и молодёжной политики, Отдел информации ВНМЦ СПб., 2003, с.30-31

      18.Валявский А. С. Формирование ответственности в семье как условие формирования культуры мира. Тезисы доклада. 5-региональная научно-практическая конференция «Нравственно-этическое воспитание личности в 21 веке: установление культуры мира, Санкт – Петербург, 2004»

      19. Валявский А. С. Семья как социальный институт программирования личности. Тезисы доклада. 8-я региональная научно-практическая конференция «Нравственно-этическое воспитание личности в 21 веке: нравственная защита детства. Подготовка детей и молодежи к жизни в современном обществе», г. Чудово, 06-07 ноября 2007 года

      20.Валявский А. С. Система оздоровления отношений в семьях разнородного состава по этническим и конфессиональным признакам. Тезисы. Практический семинар-тренинг для руководителей семейных групп. Тель-Авив, 27 ноября 2009 года

      21.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 1. Буквы. – СПб.: «ДИЛЯ», 2004

      22.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005

      23.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 3. Фразы. – СПб.: «Печатное агентство Феникс», 2015

      24.Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М.: Концептуал, 2015

      25.Липтон Брюс, Бхаэрман Стив. Спонтанная эволюция: Позитивное будущее и как туда добраться. Пер. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2010

      26.Валявский А. С. Диагностирующая головоломка «Золотое сечение». Альбом эталонных фигур с методическими рекомендациями (для левого полушария, правого полушария и их взаимодействия). – Санкт – Петербург, 2016

      27.Лоузи Мэг Блекберн. Дети будущего уже среди нас. Дети индиго, кристаллические и звёздные дети, ангелы на Земле и феномен переходных детей. Пер. с англ. – М.: РИПОЛ классик, 2007

      28.Валявский А.С. ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья». - Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 27-28 марта 2014 года

      29.http://www.sumom.su/encyclopedia/kultura_samoupravleniya

      30.http://www.sumom.su/video/sergey_gasanov_skazki_dlya_roditeley/

      31.http://www.sumom.su/video/skazki_dlya_roditeley_kogda_ya_priydu_v_semyu/

      32.http://www.sumom.su/learning/programma_demonstratsionnoy_chasti_mezhdugorodnego

      33.Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2013

      34.Липтон Брюс. Умные клетки: Биология убеждений. Как мышление влияет на гены, клетки и ДНК. Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 201

      35.http://www.sumom.su/encyclopedia/kultura_obscheniya

      36.http://www.sumom.su/encyclopedia/kultura_myshleniya

      Примечание. Все вышеуказанные статьи Валявского А. С. опубликованы также на сайте www.sumom.su

Возврат к списку