6. Этическая педагогика как специальность

Редакция 1999 года.
Основы этической педагогики.
Стандарты: этический, развивающий, образовательный. Этические законы развития. Педагогические системы. Системные школы. Педагогическая картина мира. Базисная КМ. Этическая КМ. Культура общения. Диспетчерская программа. Уровни: подчинения, управления, самоуправления, мотивации. Культура мышления. Системная модель ученика. Педагогический закон достаточного и необходимого разнообразия. Базисные: задачи, обобщенные операции, геометрические последовательности. Энергетические центры и инстинктивные стратегии познания. Системные пособия. Педагогическое консультирование.

Специальность: этическая педагогика. Примерный перечень дисциплин.
 
Общие дисциплины.
1. Общая педагогика.
2. Общая психология.
3. Возрастная и дифференциальная психология.
4. Зоопсихология (этология).
5. Педагогическая психология.
6. Психолингвистика.
7. История педагогики.
8. Социальная психология.
9. Алгоритмические языки.
10. Этнопсихология.
11. Возрастная физиология.
12. Онтология и гносеология.
13. Дефектология.
14. Общая теория систем.
15. Синергетика.
16. Экспертные системы.
17. Валеология.
18. Нейро-лингвистическое программирование.

Диагностика.
1. Диагностика психоэкологических параметров.     
2. Дефектологическая диагностика.
3. Педагогическая диагностика (тесты школьных достижений, ситуационные
тесты и т.д.).
4. Компьютерная диагностика.
Специальные курсы и дисциплины.
1. Введение в этическую педагогику (введение в специальность).
2. Введение в психотерапию и психокоррекцию.
3. Теория и практика преобразующего взаимодействия.
4. Педагогические системы и системные школы.
5. Педагогическое проектирование и авторские школы.
6. Базисная КМ.
7. Этическая КМ.
8. Педагогическая КМ.
9. Диспетчерская программа и уровень саморегуляции.
10. Этико-психологическая подготовка к школе.
11. Культура общения.
12. Культура мышления.. 13. Этический стандарт.
14. Развивающий стандарт.
15. Образовательный стандарт.
16. Групповое обучение.
17. Системные пособия.
18. Педагогическое консультирование.
 

Тренинги.
1. Тренинг диспетчерской программы на четырех уровнях саморегуляции.
2. Тренинг по этико-психологической подготовке к школе на двух уровнях
(проживание и проведение во взрослой группе).
3. Тренинг по культуре общения (эмоциональный тренинг, ораторское
искусство, смена точек зрения и т.д.).
4. Тренинг по семи базисным типам задач, по фольклорным задачам, по системе
Хазанкина.
5. Тренинг по культуре мышления (в том числе по задачнику).
6. Тренинг по каллиграфии на трех уровнях.
7. Этический тренинг по главным человеческим словам.
8. Развивающий тренинг по главным ученическим словам.
9. Образовательный тренинг по главным школьным словам (по системным
заданиям и пособиям).
10. Тренинг по скорочтению.
11. Тренинг по синектике и ТРИЗ.
12. Тренинг по различным педагогическим системам и авторским школам
(вальдорфская школа, ауровильская школа, школа Монтессори, школа
диалога культур, школа Шаталова, школа Щетинина, школа автодидактики
Куринского и т.д.).
13. Тренинг по педагогическим ситуациям, игровому обучению и самоанализу.
14. Перцептивный тренинг.   
15. Телесно-ориентированный тренинг. 
16. Тренинг по дыхательным ;техникам.   
17. Тренинг по нейро-лингвистическому программированию;
18. Тренинг      по      педагогическому    консультированию      (групповому
  индивидуальному).
 

Практика.    
1. Отработка индивидуальных личностных проблем (этический стандарт).
2. Отработка индивидуальных педагогических проблем.
3. Педагогическое индивидуальное и групповое консультирование заказчиков (родителей, учеников, учителей, директоров, групп,коллективов).
4. Экспертное изучение и описание педагогической КМ назначенного учителя.
5. Экспертное формулирование собственной педагогической КМ.
6. Конкретизация собственной педагогической КМ в виде системных пособий по главным школьным словам на материале своего общеобразовательного предмета.
7. Апробация и защита разработанных системных пособий и программ.



Этическая педагогика.
Введение в этическую педагогику (введение в специальность).

Базисные: идеи, образы, умения. Стандарты: образовательный, развивающий, этический. Главные слова: человеческие, ученические, школьные. Этические соглашения: родительское, ученическое, учительское. Договора: учительский, родительский, ученический.
Этические законы развития детей. Последствия их нарушения. Законы развития систем. Различные системы периодизации. Педагогические системы. Системные школы. Свободная вальдорфская школа. Ауровильская школа. Школа Монтессори. Школа диалога культур. Свободная школа мышления и общения. Авторские школы. Открытый университет.
Педагогическая КМ. Основной вопрос этической педагогической КМ. Базисная КМ. Этическая КМ. Различные КМ. Целостное адекватное описание реальности. Минимальная полнота описания мира.
Культура общения. Этико-психологическая подготовка к школе. Диспетчерская программа (ДСП). Уровни саморегуляции: подчинения, управления, самоуправления, мотивации. Дни: ДСП, звука, знания, зрения, речи, мышления, тела, творчества. Сигналы, команды, программы, состояния. Взаимодействие каналов, отстройка каналов по инструкциям и самоинструкциям. Фильтрация шумов. Проживание, наблюдение, метанаблюдение.
Культура мышления. Простейшая системная модель ученика. Уровни восприятия. Святая троица педагогики. Рассогласование требований. Простейшая модель непонимания, конфликты. Познающая система "Ученик" на разных стадиях. Само: выражение, осознание, обучение, учитель. Системы: "Учитель", "Решатель", "Родитель". Эффективность и необходимость системы "Учитель". Основной принцип обучения. Педагогический закон достаточного необходимого разнообразия. Минимальный саморазвивающийся операционный минимум ученика. 7 базисных типов задач. Основные обобщенные операции. Геометрические последовательности как средство систематизации обучения.

Обобщенная модель человека. Энергетические центры и инстиктивные стратегии познания.

Системные пособия. Слово как системный инструмент обучения. Педагогическое консультирование.



Тренинг диспетчерской программы на четырех уровнях саморегуляции
( искусство управления собой ) .

 
Четыре уровня саморегуляции: подчинение, управление, самоуправление, мотивация (целеполагание).
Сигналы: визуальные, аудиальные, кинестетические и др.; конкретные: цвет, свет, картинка, образ, яркость, четкость, слово, интонация, громкость, прикосновение, объятие, жест, мысль и т.д.

Команды: подготовительные, разрешающие, запрещающие; внутренние и внешние; иерархические и развернутые; макрокоманды и микрокоманды; значимые для различных репрезентативных систем; конкретные команды: внимание, приготовились, начали, все, стоп.
Состояния: я готов, я - ученик, я - не ученик, я - проживающий, я -наблюдающий, я - метанаблюдатель, я - исполнитель, я - командир (управляющий), я - командир себе (самоуправляющий), я - моделирующий (играющий, мысленно-представляющий ), я - программист, я метапрограммист, я - сын (дочь), я - родитель, я - учитель (обучающий), я - целеполагающий, я - планирующий, я - здоровающийся, я - прощающийся, я - просящий прощения (извиняющийся), я - прощающий, я - проситель, я -"разрешитель" (разрешающий), я - благодарящий, я - радующийся или огорчающийся (за себя или за других), я - несогласный (возражающий) или согласный, я - спрашивающий, я - решающий задачу, я - проверяющий, я - преодолевающий себя (делающий усилие, а затем сверхусилие), я - работающий (ради себя и других), я - общающийся (открытый на общение), я - мастер.
Процессы: наблюдение (описание), объяснение, предписание; исполнение (подчинение), управление (командование), самоуправление; самоописание, самообъяснение, самопредписание (самоинструктирование), преодоление себя; фильтрация (выделение) сигналов, фильтрация (подавление) шумов; индивидуальная настройка каналов и корреляционная (взаимодействие); отстройка каналов (отвязка, развязка, антикорреляция); согласования и рассогласования, синхронизации и десинхронизации.
Действия: индивидуальные и коллективные; привлекающие (концентрирующие внимание на чём-то) и отвлекающие (деконцентрирующие от чего-то); согласованные и несогласованные, синхронные и асинхронные; конкретные: присоединения, отсоединения, создания помех, создания комфорта.
Программы действий: S 1, S 2, S 3,...., Sk ,..., Sn .

Уровни ответственности: необходимо выполнить Sn ; я должен выполнить Sn .
Шаблоны инструкций: необходимо (ты должен) выполнить Sn ; нельзя (ты не должен) делать Sn ; необходимо (ты должен) выполнить Sn , если Sk (если произойдет Sk , если случится Sk ).
Шаблоны самоинструкций: мне надо выполнить Sn ; я должен выполнить Sn ; мне нельзя делать Sn ; я не должен делать Sn ; мне надо выполнить (нельзя выполнять) Sn , если Sk ; я должен выполнить (не должен выполнять) Sn , если Sk .
 
 
 
Каналы: приема, обработки и выдачи информации; ведущий и ведомые; кинестетический, аудиальный, визуальный и др.

Команды запуска приема информации от неведущего канала: посмотри, что я тебе сейчас скажу; посмотри, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); послушай, что я тебе сейчас покажу; послушай, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); почувствуй, что я сейчас покажу (скажу).
Этапы тренировки диспетчерской программы: формирование, отработка, запуск, остановка (прерывание); воздействие сигналов различной модальности с одинаковым содержанием (день диспетчера, день звука, день знаний, день зрения, день речи, день мышления, день тела, день творчества).
Диспетчерские упражнения (игры): общие и индивидуальные; общие комплексы движений (зарядка для тела в комплексе; на согласование с самим собой; различные походки и длительные позы); с вербализацией (обратная связь с самим собою, осознание, проговаривание внешнее и внутреннее, описание ощущений и того, что вижу); с визуализацией того, что слышу и чувствую; с изображением телом того, что вижу или слышу; конкретные: шумовой оркестр и др., расклассифицированные по дням недели в курсе этико-психологической подготовки к школе.

Параметры эффективности упражнений: интенсивность, частота и длительность; этичность, системность (согласованность) и содержательность; трехэтапность (исполнение, усилие, сверхусилие).

Возврат к списку