10.Программа Курса Оздоравливающие Учебные Игры-1ступень-2016

       Содержание

       1. Пояснительная записка

       2. Предисловие

       3. Цели и задачи учебной дисциплины

       4. Содержание курса и практического раздела дисциплины

       5. Учебно-методическое сопровождение дисциплины

       6. Рабочая программа

       Пояснительная записка

Цель: ознакомление воспитателей, учителей, гувернеров, родителей с идеями и конкретными действиями (в том числе, играми) по формированию у детей умения управлять собой в любом детском коллективе. Актуальность практикума по этической педагогике диктуется нарастанием количества гиперактивных и гипоактивных детей, аутичных, болезненных, неуспевающих или конфликтующих учеников и воспитанников. Родителей также интересует не диагноз, а практические рекомендации, позволяющие конкретно ответить на стандартные вопросы: «Что делать, чтобы… ребенок начал учиться лучше, перестал конфликтовать, стал более управляемым…?» Этическая педагогика систематизирует ответы на эти вопросы и обеспечивает на сегодняшний день возможность проведения индивидуальных, семейных и групповых игр разного уровня сложности.

Содержание: Образовательный, развивающий и этические стандарты в их взаимосвязи. Параметры самоуправления, их комплексное тестирование и интерпретация. Диспетчерская программа и её игровое формирование. Физиологическое и нравственное здоровье в их взаимосвязи. Этапы этико-психологического становления детей. Модальности репрезентативных систем. Минимальный набор оздоравливающих учебных игр..

       ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочая программа составлена на основе учебной программы практикума «Этическая педагогика», проводимого автором в течение нескольких лет в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства на факультете социально-педагогического образования (http://www.sumom.su/learning/uchebnaya_programma_praktikuma_eticheskaya_pedagogika ), на основе «авторской программы академика Валявского», опубликованной в книгах «Социальная экология: актуальность, концепции и программы» (http://www.sumom.su/learning/eticheskaya_pedagogika_kak_chast_sotsialnoy_ekologii) и в книге «Оздоравливающие учебные игры».

       Цели и задачи учебной дисциплины

«Оздоравливающие учебные игры»

Основными целями обучения на данном этапе являются:

- расширение и углубление знаний особенностей развития, общения и самоуправления «разномодальных» детей;

- ознакомление с основными идеями, моделями и практическими коррекционными рекомендациями этической педагогики.

На данном этапе практического обучения предусмотрено обязательное участие в минимальном наборе оздоравливающих учебных игр.

Ставятся следующие задачи:

- совершенствовать психологическую и педагогическую компетенцию (систематизация и обобщение игрового материала с целью использования его в профессиональной деятельности);

- повысить собственные параметры самоуправления и скорость выполнения тестовых заданий.

Время, необходимое для реализации поставленных задач, составляет не менее 15 учебных часов.

       СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Описание параметров самоуправления и процедуры комплексного тестирования. Игры с наборным полотном и развивающими карточками. «Быстрая зарядка» для детей и взрослых. Упражнения: цапля; ныряльщик; певец; зайчик - барабанщик; замри - отомри; раскладка и сборка алфавита; раскладка и сборка таблиц Шульте; настольные офтальмотренажёры; золотое сечение (с секундомером и по таблицам); деревянный домик для объёмных фигур; рамки Монтессори. Коррекционные упражнения на матах, моделирующие процесс актуализации двигательных программ первого года жизни ребёнка и компенсирующие их нарушения.

       Содержание практического раздела курса

Содержание практикума определяется минимальными стандартными рекомендациями этической педагогики и жизненными педагогическими ситуациями.

Во время практикума слушателями выполняются индивидуальные и коллективные игровые упражнения с последующим лекционным сопровождением с позиций проживающего, наблюдателя и метанаблюдателя.

Обучение игровым методикам направлено на дальнейшее расширение набора развивающих и оздоравливающих игр, а также на совершенствование умений комбинировать, упрощать или усложнять стандартные игры с целью их адаптации к уровню развития ребёнка или детского коллектива.

В результате освоения курса слушатель должен:

1) Знать: основные понятия этической педагогики и минимальный набор оздоравливающих учебных игр по формированию умения управлять собой.

2) Уметь:

- провести комплексное тестирование параметров самоуправления;

- интерпретировать измеренные параметры с целью нацеливания на посильные игры, повышающие адаптивность детей и снижающие конфликтность в детском коллективе (в саду, в школе, в семье);

- провести минимальный набор диспетчерских игр с целью повышения эффективности обучения и оздоровления.

Образовательные технологии, используемые при реализации курса:

практические занятия, самостоятельная работа слушателей (в том числе участие в играх и описание самонаблюдений).

Программа курса предусматривает использование следующих форм занятий:

- измерительный эксперимент;

- ролевая игра (аудиальное самоинструктирование);

- качественный тренинг и количественный тренинг (выполнение заданий на время);

- лекция;

- опрос слушателей (устный или письменный).

       Учебно-методическое сопровождение дисциплины

       Основная литература

1.Валявский А.С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. Любое издание:2001, 2012

2.Валявский А. С. Как понять ребёнка. Лекция 2: Что ребёнку не по силам (развитие диспетчерской программы – стержень этико-психологической подготовки к школе). Любое из трёх изданий: 1998, 2004, 2011

3.Валявский А. С. Как понять ребёнка. Лекция 3: Как помочь родителям и детям подготовиться к школе. Любое из трёх изданий: 1998, 2004, 2011

4.Валявский А.С. Что зависит от родителей, или Как сделать родительский труд эффективным.Первоклашка. Приложение к ежегодному детскому справочнику «Детский Петербург», Санкт-Петербург, 2000, с.12 /см. также на сайте www.sumom.su в разделе Статьи/

5.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 1. Буквы. – СПб.: «ДИЛЯ», 2004

6.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005

7.Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей. Часть 3. Фразы. – СПб.: «Феникс», 2015

8.Валявский А. С. ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья».

Секция 5: Здоровьесозидающий потенциал ФГОС в урочной и внеурочной деятельности.

Организаторы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО), кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека.

Санкт-Петербург: 27–28 марта 2014 года

9.Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2013

10.Рецензия на книгу «Оздоравливающие учебные игры», 2001

И.А.Колесникова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член

Академии гуманитарных наук, зам. директора Института образования взрослых РАО

11.

Рецензия на книгу «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»

И.А.Колесникова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член

Академии гуманитарных наук, зам. директора Института образования взрослых РАО, 2004

       Дополнительная литература

1.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменений. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992

2.Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып. 1 – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», 1993

3.Валявский А. С. Этическая педагогика. Вып. 2 – СПб.: Российский фонд «Земля и дети», Институт личности, 1994

4.Валявский А.С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.

Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 17-19 ноября 2011». – СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2011 /см. также на сайте www.sumom.su в разделе Статьи/

5.Валявский А.С. Преемственность этической педагогики в современности.

Доклад на международном ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге – 15-17 ноября 2012». – СПб.: Издательства «ЛЕМА», 2012 /см. также на сайте www.sumom.su в разделе Статьи/

6. Валявский А.С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. В: Реальность и субъект, 1998, т. 2, №1, с. 12-16; доклад на второй научно-практической конференции 21-22 июня 1997 г.: «Метод качественных структур: картина мира и XX I век», Санкт-Петербург

7.Оздоровление зависимых детей через работу с семьей в ДОУ

Тезисы доклада. Материалы - научно практической конференции «Актуальные проблемы сохранения здоровья на всех жизненных этапах дошкольного детства» от 24 апреля 2003 года. – СПб.: Отдел образования и молодёжной политики, Отдел информации ВНМЦ СПб., 2003,с.30-31. /С примечаниями от 2010 года/

8.Конструктивные рекомендации этической педагогики по формированию мирного сознании человечества.

Проект заказной статьи для книги «Наука глобального мира или миролюбология: первое общее благо для 21 века и каждого человека, научная революция мирного мышления, созидание мира из гармонии, а не из войны.

Всемирный учебник для школ, колледжей, университетов и академий. »

(www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=606)

Санкт-Петербург, 02.04.14

9. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, любое издание.

10. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка (сборник). М.: Аквариум, 1995

11. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2013

12. Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995

13. Ллойд Л. Школьная магия, любое издание.

14. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1996

Рабочая программа

по дисциплине «Оздоравливающие учебные игры»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего часов

В том числе

лекц.

практ.

Основные идеи этической педагогики
(связь стандартов, этапы становления,
физиологическое и нравственное здоровье)

1

1

-

Модальности репрезентативных систем.

0,5

0,5

-

Параметры самоуправления, их комплексное
тестирование и интерпретация

1

1

-

Диспетчерская программа и её игровое формирование

0,5

0,5

-

Практикум (мастер-класс) по этической азбуке Валявского (поиск родственников букв, поиск родственников слов, этические горки, символическая орнаментовка фраз и т.д.)

3

0,5

2,5

Практикум (мастер-класс) по оздоравливающим учебным играм (в т.ч., диспетчерские игры, настольные и настенные офтальмотренажёры, упражнения на матах - перечень см.выше в разделе «Содержание курса»)

6

0,5

5,5

Коллективная консультация и сертификационный опрос участников практикума

3

1,5

1,5

ВСЕГО:

15

5,5

9,5

Возврат к списку