2.Учебная программа практикума «Этическая педагогика»

Министерство образования Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства

Факультет социально-педагогического образования

                "Согласовано"                                                                                                                                                                                    "Утверждаю"

                Декан факультета                                                                                                                                                                                Ректор

                социально-педагогического образования

               _______________________Нагавкина   Л.С.                                                                                                                               _____________________Воронцова В.Г.  

              “_____”_______________________2002 г.                                                                                                                                   “_____”________________________2002 г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

практикума

«Этическая педагогика»

Составитель: Валявский

Андрей Степанович

Санкт-Петербург

2002



Пояснительная записка

Необходимость ввода практикума по этической педагогике диктуется нарастанием количества взаимодействий педагогов с родителями неуспевающих или конфликтующих учеников. Родителей интересует не диагноз, а практические рекомендации, позволяющие конкретно ответить на стандартные вопросы: «Что делать, чтобы… ребенок начал учиться лучше, перестал конфликтовать, стал более управляемым…?» Этическая педагогика систематизирует ответы на эти вопросы и обеспечивает на сегодняшний день возможность проведения индивидуальных и семейных консультаций разного уровня сложности.

Целью данного практикума является: самоопределение слушателей по желаниям, целям и действиям, связывающим их, в рамках образовательного, развивающего и этического стандартов применительно к социокультурным ситуациям будущей и настоящей сферы деятельности.

Содержание практикума определяется минимальными стандартными рекомендациями этической педагогики и жизненными педагогическими ситуациями, предъявленными слушателями на этапе самоопределения.

  Во время практикума слушателями выполняются индивидуальные и коллективные игровые и письменные упражнения с последующим лекционным сопровождением с позиций проживающего, наблюдателя и метанаблюдателя. В конце каждого занятия слушателями формулируются ключевые слова, мысли или вопросы встречи, а также фиксируются домашние задания.

Прогнозируемые результаты:

- знание основных идей этической педагогики и практических упражнений по овладению этическим, развивающим и образовательным стандартами, зафиксированных каждым слушателем в виде ключевых слов, вопросов, мыслей, необходимых умений;

- проживание некоторых минимальных состояний во время практических занятий, с целью их дальнейшего различения в себе во время общения с заказчиками;

- мотивация слушателей на необходимость овладения критериями оценки эффективности функционирования диспетчерской программы своей и заказчика, аудиовидеокинестетических программ ввода, обработки и вывода информации (своих и заказчика), а также на необходимость совершенствования этих программ;

- фиксация в сознании слушателей наличия ближайших ответов на исходные вопросы, появление новых вопросов с точки зрения этической педагогики, пополнение тезауруса стандартных вопросов, необходимых для исполнения социокультурных заказов, в частности, для проведения семейного и индивидуального консультирования.

Содержание программы

Тема 1. Основные идеи этической педагогики.

Этика природы. Этика цивилизации. Абсолютизация и гармония, системность, открытость, практичность и этичность знаний о мире.

Педагогическая картина мира. Процесс конструирования целого.

Тема 2. Культура мышления

  3 состояния ученика в процессе познания: проживающего, наблюдающего, метанаблюдателя. Левополушарный и правополушарный шаблоны в процессе познания.

Упражнения, письменный рассказ, интервьюирование (европейский и японский стили) как средства познания.

Тема 3. Модальности репрезентативных систем.

Ключевые слова и смыслы. Нравственная психология. Стандартные вопросы и психологическая установка. Этические корни научного познания.

Тема 4. Тренинги и консультации.

  Тренинг: коллективный и индивидуальный. Показательная консультация решения проблемы (проживание). Интервью наблюдателей. Метанаблюдение. Круговое проговаривание стандартных вопросов и ответов. Самоопределение и формирование целей на будущее.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В том числе

лекц.

практ.

Основные идеи этической педагогики

6

2

4

Культура мышления

8

2

6

Модальности репрезентативных систем.

4

-

4

Тренинги и консультации.

6

-

6

ВСЕГО:

24

4

20

ЛИТЕРАТУРА:

1. Этическая педагогика. Вып. 1-2. СПб., 1993-1994.

2. Валявский А.С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. В: Реальность и субъект, 1998, т. 2, №1, с. 12-16; доклад на второй научно-практической конференции 21-22 июня 1997 г.: «Метод качественных структур: картина мира и XX I век», Санкт-Петербург.

3. Валявский А.С. Какие вопросы порождает «Педагогическая картина мира в вопросах», доклад на конференции (в печати), тезисы: «Метод качественных структур: картина мира и ХХI век». Тезисы международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 ., СПб.: Ключ, 1997 г.

4. Как этическая педагогика отвечает на вопросы педагогической картины мира в Свободной школе мышления и общения, доклад на конференции (в печати), тезисы: «Метод качественных структур: картина мира и ХХI век». Тезисы международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 ., СПб.: Ключ, 1997 .

5. Валявский А.С. Как понять ребенка. СПб.: Фолио-Пресс, 1998 г.

6. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменений. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992 г.

7. Ллойд Л. Школьная магия, любое издание.

8. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, любое издание.

9. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка (сборник). М.: Аквариум, 1995 г.

10. Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995г.

11. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1996 г.

12. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая: практикум. Информация к действию для практичных родителей. СПб.: ТЕССА, 2001.

13. Друнвало Мельхиседек «Древняя тайна цветка жизни» том 1,2. Пер. с английского под ред. И.В. Сутокской. М.: София, Гелиос, 2001 г.

Возврат к списку