Как гармонизировать ребенка

Международная газета для родителей и учителей

«Звенья №3, октябрь, 2003»

/издаётся в Иерусалиме/

*****************************************************************************

Как гармонизировать ребенка

Психолог и педагог, сумевший применить свои идеи в технике упражнений и оригинальных игр, академик Андрей Валявский живет и работает в Санкт-Петербурге. Он автор книг "Как понять ребенка" и "Оздоравливающие учебные игры" (в соавторстве с А. С. Яковис). Готовится к печати новая книга А. Валявского «Азбука жизни» − о ключевых словах, которые должны выстроить в сознании ребенка жизненно необходимый ассоциативный ряд.

Ко мне постоянно обращаются родители младших школьников с жалобами на то, что у их детей вдруг пропал интерес к учебе или неожиданно испортился почерк. Или с другими: ребенок, придя в школу, начинает постоянно болеть. Или у него ухудшается зрение. При всей видимой разнородности этих проблем, они зачастую имеют общий корень: ребенок просто не готов к возросшим нагрузкам. Он отказывается работать не потому, что не хочет, а потому, что не может, это ему пока не по силам. Затрата непомерных сил на учебу приводит к ухудшению здоровья ребенка, а отказ учиться является уже серьезной психологической проблемой.

Можно ли определить, насколько ребенок готов к школьным занятиям? Параметры самоуправления ребенка существуют, и их можно измерить. Речь здесь идет о психологической устойчивости, и надо принять во внимание, что она впрямую связана с устойчивостью физической. Не случайно йоги, находясь в определенных устойчивых позах, добиваются состояния внутреннего равновесия. И наоборот, люди, испытывающие состояние внутреннего разлада, часто «дергаются» − совершают импульсивные движения, «не чувствуют ног под собой».

Вот и давайте тестировать (а там и тренировать) нашего малыша. Измерьте время, в течение которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на правой ноге, затем − на левой (1-2). Время, в течение которого ребенок в состоянии задержать дыхание после вдоха (3). Затем − после выдоха (4). Как долго он может тянуть гласные а, о, и? Расскажем подробнее, как измерять эти параметры и как можно интерпретировать результаты измерений.

Первый и второй параметры. Ребенок должен занять определенную позу: встать на одну ногу, а вторую согнуть и упереть пяткой в коленку. Согнутая нога должна при этом «смотреть» не вперед, а вбок. Затем ребенок расставляет руки в стороны и закрывает глаза. Вы должны в это время страховать его, придерживая за пояс. Когда ребенок уравновесится, попросите его сказать: «Я готов!». После этого вы должны скомандовать ему: «Внимание, приготовились, начали!», отпустить его и засечь время с помощью секундомеpa. Как только ребенок откроет глаза или встанет на обе ноги, потеряв равновесие, вы останавливаете секундомер. Во время тестирования отметьте для себя, стоит ли ваш ученик на одном месте или прыгает на одной ноге, как лягушонок, стараясь не потерять равновесие. Обратите также внимание на выражение его лица. Часто бывает так, что он сильно жмурится, у него могут дрожать ресницы. Это означает, что ребенок выполняет задание с большим трудом, затрачивая на него много усилий. Не важно, на какой ноге ребенок будет удерживать равновесие сначала, − на правой или на левой. Оба теста (для правой и левой ноги) можно проводить последовательно, с минимальным временным интервалом. Учтите, чем дольше ребенок сможет удерживать равновесие, стоя на одной ноге, тем устойчивее он будет с психологической точки зрения. Если ребенок стоит в контрольной позе на каждой ноге не менее шестидесяти секунд, он скорее всего не попадает в группу риска. Минута − хороший результат. Получив его, родители могут быть спокойны. Однако это не предел. Потренировавшись, один наш ученик спокойно стоял на одной ноге пятнадцать минут! Что касается протяжки гласных, то здесь минимальное время − 25 секунд. Важно, чтобы голос был ровным и не дрожал. Успешность этого теста указывает, что ребенок способен длительно и равномерно заниматься каким-либо делом.

Если полученные вами результаты не будут достигать величин, которые свидетельствуют о приемлемом уровне самоуправления, то ребенка следует отнести к группе риска. Велика вероятность того, что он уже учится не успешно либо скоро начнет прогуливать уроки, а то и вообще перестанет ходить в школу. Бывает и так, что ребенок, которого мы относим к группе риска, продолжает учиться неплохо, однако это все равно тревожная ситуация. За хорошую учебу рано или поздно он заплатит своим здоровьем, так как работает за счет внутренних резервов, не успевая их вовремя и в нужном объеме пополнять. У таких ребят снижаются быстрота и качество обучения. Стараясь изо всех сил выполнить необходимые задания, они затрачивают больше времени, излишне напрягаются, что может привести к частым заболеваниям, снижению слуха, зрения и другим нарушениям.

Психологическая устойчивость очень важна для установления межличностных отношений среди детей. Часто родители жалуются, что к их детям пристают ребята в школе. Они обзываются, дерутся, берут без спроса вещи, провоцируют ребенка на открытый конфликт. Почти каждый ребенок проходил когда-то через подобное испытание, особенно если он пришел в новый коллектив. В этом случае ребята как бы хотят проверить: с кем они имеют дело, кто это к ним попал? Им интересно посмотреть, насколько бурно среагирует их одноклассник, как он будет «беситься». Другой ребенок в драку не полезет и сохранит внешнее спокойствие, хотя и будет внутренне взбешен. Однако ребята очень хорошо чувствуют, когда у человека внутри бушует ураган, и будут приставать к нему еще больше, дожидаясь, пока их одноклассник не выдержит атаки и «вулкан взорвется».

Многих родителей и педагогов возмущают такие ситуации. Они считают, что ребята пристают в первую очередь к «беззащитным», «домашним» детям, которые не в состоянии постоять за себя. Можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны: дети тренируют друг друга, готовят к жизненным испытаниям. Если ты сумел устоять и спокойно разобраться с забияками еще в младших классах школы, то и в дальнейшей суровой жизни никакая мелкая неприятность не сможет испортить хорошего настроения, а крупная − сломить тебя духовно.

Безусловно, ребенок не должен сносить робко все нападки, необходимо учиться защищать себя. Главный секрет состоит в том, чтобы давать отпор забиякам, не выходя из себя.

Умение удерживать равновесие − физическое, о котором мы говорили выше, − свидетельствует о психологической устойчивости, умении постоять за себя, не терять самообладание, не поддаваться чужому влиянию. Наконец, об умении управлять своим состоянием, а не подчиняться посторонним желаниям, словесным приказам, зрительным сигналам, любым отвлекающим факторам, то есть об умении не быть зависимым или, еще короче и точнее, об умении быть независимым.

Андрей Валявский , Санкт-Петербург

Возврат к списку