Идеология этической педагогики

1.Этическая педагогика является системой воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности.
Этическая педагогика является разновозрастной системой формирования и осознания, расширения и дополнения частной картины мира Ученика в школе под названием Жизнь (ребёнка, подростка, школьника, студента, взрослого) с опорой на этическую и базисную картины мира и метод философского сада камней.
Этическая педагогика является системой познания мира через себя и себя через мир.
2.Принципы этической педагогики:
- системность и систематичность;
- этапность и природосообразность;
- духовность и этичность;
- практичность и теоретичность;
- процессуальность и результативность;
- наглядность и действенность;
- оздоровительность и содержательность;
- осознанность и нацеленность;
- открытость и синергичность (самоорганизованность).
3.Все принципы этической педагогики вытекают из базового принципы природы («Всё есть всё» - см. базисную картину мира в книге «Как понять ребёнка»), и поэтому они все связаны между собой, переходя друг в друга. Все вместе они представляют нерасторжимое единство, где каждый из них может быть взят за предтечу остальных, ибо их выделение обусловлено стремлением разума рассматривать целое по элементам.
В связи с этим при формулировании основных идей, раскрывающих сущность того или иного принципа, мы всё время будем говорить об одном и том же, но с разных позиций, с разными акцентами и поэтому разными словами.
Системность и систематичность.
Педагогический процесс должен быть системным и систематичным, то есть все рекомендации, действия и задания должны быть системно и систематично связаны друг с другом.
Этапность и природосообразность.
Педагогический процесс должен быть согласован с этапами этико-психологического становления человека как системы (ребёнка, подростка, взрослого) с учётом индивидуальных особенностей разномодальных каналов приёма, обработки и выдачи информации, с учётом индивидуальных особенностей функциональной асимметрии головного мозга.
Духовность и этичность.
Педагогический процесс должен быть духовным и этичным с приматом:
- духовной картины мира над научной картиной мира;
- этической картины мира над базисной картиной мира;
- этического стандарта над развивающим стандартом;
- развивающего стандарта над образовательным стандартом.
Кроме того, этичность требует от человека то, что ему (ребёнку, родителю, учителю) по силам. Например, неэтично требовать от ребёнка бегать, если его ещё не научили ходить: сначала – шаг, потом – бег. Неэтично требовать от учителей то, что зависит от родителей и ученика. Неэтично требовать от родителей то, что зависит от учителей и их ребёнка. Неэтично требовать от ученика то, что зависит от родителей и учителей.
Наглядность и действенность.
Педагогический процесс должен быть наглядным и действенным, то есть надо не только объяснять, что делать и как надо делать, но и показывать, и рассказывать, и давать возможность «пропустить через руку» (давать пощупать и повзаимодействовать с описываемым объектом), объединяя тем самым визуальные, аудиальные и кинестетические образы, а левое полушарие с правым. Например, надо давать физику не только в картинках и описаниях, но и в опытах.
Оздоровительность и содержательность.
Педагогический процесс должен быть оздоравливающим и содержательным (нацеленным на жизнь!), поскольку при правильно организованной технологии обучения:
- система «копит» здоровье, а не теряет его (например, зрение);
- все параметры самоуправления системы улучшаются (см. книгу «Оздоравливающие учебные игры»);
- система становится жизнеспособнее и эффективнее (все делает легче, быстрее и с меньшими энергетическими затратами).
Содержательность педагогического процесса обязывает педагогов нацеливать учеников на здоровую жизнь (например, на улучшение зрения), то есть:
- привязывать теорию к практике, а практику к теории;
- обучать культуре общения, культуре мышления и культуре самоуправления на материале своего предмета;
- вести к формированию умения жить (и жить счастливо!).
Практичность и теоретичность.
Педагогический процесс должен опираться на практические рекомендации, действия и задания, вытекающие из теоретических моделей. Равно как педагогические идеи должны иметь разновозрастные, разномодальные, разноуровневые практические реализации (воплощения), то есть педагог должен стремиться осознать педагогические идеи, стоящие за конкретными рекомендациями, и уметь конкретизировать педагогические идеи применительно к индивидуальным особенностям обучаемой системы, поскольку всех интересует не диагноз, а конкретика: что делать или как искать, что делать.
Процессуальность и результативность.
Педагогический процесс в первую очередь должен быть процессом, то есть ориентирован на процессы, а не на результаты, поскольку любая самоорганизующаяся система сначала находится в стадии становления, а потом уже достигает каких - то показателей: например, яблоня сначала развивается, а потом уже плодоносит; ребёнок сначала учится учиться, а потом уже достигает определённой скорости письма, чтения, счёта и так далее. Поэтому педагоги должны пользоваться в первую очередь процессуальными критериями, а не результативными.
Осознанность и нацеленность.
Педагогический процесс должен быть осознанным и нацеленным у всех его участников: у педагога, у родителя, у ученика, поскольку мозг – целеустремлённая система, эффективность которой растёт с ростом самосознания, то есть с ростом умения пользоваться своим внутренним наблюдателем и метанаблюдателем.
Открытость и синергичность.
Педагогический процесс должен быть открытым и синергичным, поскольку мозг – самоорганизующаяся открытая система. В связи с этим этическая педагогика как развивающаяся система:
- открыта для дополнений (см. «Что такое этическая педагогика»), и, следовательно, ни в коем случае ничего не абсолютизирует (в том числе и саму себя);
- считает идеальным такой обучающий процесс, когда знания проживаются, а законы выводятся самим учеником.
4.Во всех педагогических системах, если они действительно являются системами развития, воспитания и образования человека, мы обязательно встретим в том или ином виде реализацию этих принципов порознь или в совокупности.
В этом смысле все педагогические системы похожи друг на друга, так как реализуют законы природного обучения и, следовательно, ни одна из них не делает открытий, а только согласуется с природой, которой все эти законы давно известны. Этическая педагогика на этом фоне не является исключением:
- если рассматривать её по элементам, то все её элементы вы найдёте в природе, а, следовательно, и в какой-либо другой педагогической системе или у того или иного Учителя и учителя-методиста;
- если рассматривать её как совокупность, то вы найдёте в ней отличие от других систем по форме реализации и описания, а, следовательно, по степени осознанности и применимости.
В этом суть: содержание во всех системах одно, а формы его проявления у разных авторов – разные.
Человек, видящий это, не будет абсолютизировать свою систему описания и доказывать, что только он прав, ибо он понимает: в любую систему он привносит себя. Отделить себя от системы он может только условно в своём сознании, а тогда он приходит к пониманию единства всего сущего. Поэтому, на наш взгляд, чем выше уровень самосознания любой педагогической системы, тем больше педагогических аналогий и подобий она будет замечать в себе по сравнению с другими, и, следовательно, будет менее агрессивной к себе подобным.
В силу вышесказанного единственным существенным отличием этической педагогики от других педагогических систем может считаться только уровень её осознанности и, следовательно, отсутствие каких-либо абсолютизаций. Единственное, что этическая педагогика абсолютизирует, это то, что она ничего не абсолютизирует.
Этическая педагогика не настаивает на своих множественных практических следствиях, рекомендациях, играх, обучающих пособиях, заданиях и так далее, осознавая, что все они реализуют одну и ту же природную самоорганизующуюся систему, но могут быть реализованы и другими способами, с помощью других элементов. Конечно, важны и элементы, но ещё важнее их совокупность, объединяемая системой.
Этическая педагогика:
- осознаёт себя системой;
- рассматривает ребёнка и человека как систему, включённую в надсистему под названием «семья», которая у каждого своя, а, следовательно, и своя практическая интерпретация этической педагогики;
- рассматривает семью как элемент системы под названием «род», являющийся в свою очередь надсистемой для семьи;
- отстраивает систему обучающих взаимодействий с учеником в контексте семейных и родовых отношений, что значительно усиливает эффективность воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования.
Таким образом, осматривая с высоты птичьего полёта все принципы этической педагогики в совокупности, мы опять приходим к тому, с чего начали: к начальному системо-образующему принципу – принципу системности.

Возврат к списку