2.1. Приложение. Ключевые слова и словосочетания по этической педагогике

А            автодидактика (самообучение)

адаптация (отождествление)

азбука жизни

анализаторы

асимметрия: функциональная

аудиал (слушатель)

аудирование

Б             база данных

базисная картина мира

базисные: функции; типы задач; умения

В            важный частный случай

Вальдорфская школа

  в               вербализация (проговаривание): состояния, ощущения, увиденного

вечные вопросы человечества

взаимодействие (взаимосвязь) полушарий

визуал (зритель)

визуализация

включение (активация) / отключение (торможение)

               влияние: самоустановки, самооценки, запечатлений

               внимание: левополушарное (локальное) / правополушарное (периферийное (периферическое))

               внутренний: наблюдатель, диспетчер (командир)

               возраст: трудный, переходный

               вопрос: основной в этической педагогике

              вопросительный операционный минимум

              вопросов: значение

              вопросы: консультационные, этические, стандартные (эталонные); как понять ребенка; что ребенку (родителям, учителям) не по силам, а что по силам; что по                                   силам / что не по силам; конструктивные / неконструктивные; для саморазвития

              воспитание

              восприятие: дискретное / непрерывное; сознательное / фоновое

              воспроизведение

              вспоминание ( «вытаскивание» из памяти): плохое, неорганизованное

              вхождение в состояние

              выбор

              выборка

Г            гармонизация (согласование): взаимодействия полушарий

               главные: человеческие слова, ученические слова, школьные слова

               головоломка «золотое сечение»: диагностирующая

               готовность: к обучению, к учению, к отказу

               группа: риска

Д            движения: перекрестные, односторонние

действие из состояния

действия: индивидуальные/коллективные; привлекающие (концентрирующие внимание) / отвлекающие (деконцентрирующие внимание); согласованные /                                              несогласованные; синхронные / асинхронные; конкретные: присоединения / отсоединения; создания помех / создания комфорта

декларация

день: диспетчера, звука, знаний, зрения, речи, мышления, тела, творчества

                динамические: позы, равновесия
               
                диспетчер (командир): внутренний
               
               диспетчерская: команда, программа: на четырех уровнях саморегуляции 

               диспетчерские упражнения (игры): общие (коллективные) / индивидуальные; общие комплексы движений (зарядка для тела: в комплексе, на согласование с                                                                                      самим собой; различные походки и длительные позы); с вербализацией (обратная связь с самим собою, осознание,                                                                                                 проговаривание внешнее и внутреннее, описание ощущений и того, что вижу); с визуализацией того, что слышу и чувствую;
                                                                                 с  изображением   телом того,  что вижу  или слышу; конкретные:  шумовой оркестр и др., расклассифицированные по дням                                                                                      недели в курсе этико-психологической подготовки к школе

               дискретник ( «думальщик» )

               дифференциация

               длительность упражнений

               договор: ученический, родительский, учительский

               дополнение: списка; устное / письменное; классное / домашнее

               достаточность

               думать / вдумываться, понимать, соглашаться

               дух

               душа

Е             единство (согласованность): требований к ребенку

Ж           желание: услышать заказчика; выслушать заказчика; понять заказчика; согласиться с заказчиком (встать на точку зрения заказчика);   согласиться согласиться               (не настаивать); сократить расходы заказчика (временные и финансовые); сделать как лучше, а не как мне хочется

З            заблуждение

               задачник по культуре мышления

               задержка дыхания («ныряльщик»): на вдохе, на выдохе

               «задовик» / передовик

                заказ: индивидуальный / интегральный (групповой)

                заказчик (ученик, родитель, учитель)

                закон сеяния (запечатления)

                закон: педагогический: необходимого и достаточного разнообразия

                законы: этические, развития, родовые

                запечатление: состояний, слов, вопросов, мыслей, мнений, оценок, точек зрения

                запуск: программы, управления, процесса

                запускающие сигналы (раздражители)

                «защита»: от нового, от переполнения

                 звук

                 здоровье

                 значение вопросов

                 золотое сечение: игра левополушарная / игра правополушарная

И             игра (упражнение): золотое сечение; с открытыми глазами / с закрытыми глазами; в тишине / не фоне помех; Шива едет на быке; русские ладушки

                игры: подготовительные, повторительные, фоновые; оздоравливающие, учебные

                идея: основная этической педагогики

инвентаризация

                индивидуализация (различение, разотождествление) / интеграция (сравнение)

                инстинкт: самосохранения, продолжения рода, доминирования, альтруизма, свободы, познания, достоинства

                инстинктивные стратегии познания

инструкция

интеграция (сравнение)

интегральный критерий эффективности обучения

интервьюирование: по – японски / по - европейски

интенсивность упражнений (игр)

               интересы: мои / заказчика

               информация: левополушарная / правополушарная; сигнальная, визуальная, аудиальная, кинестетическая (двигательная); дискретная, фоновая

               исключения

               искренность

               искусство: составления (постановки) вопросов

К             калибровка

                каллиграфия

                канал: приема информации; обработки информации; вывода информации; кинестетический, аудиальный, визуальный, дискретный; ведущий / ведомый

                картина мира (КМ): педагогическая: в вопросах, в   постулатах; научная / частная; предметная (физическая, химическая, математическая,…); базисная /                   
                                                      этическая;  мифологическая, голографическая

                 карточки управляющие

                 кинестетик (деятель)

                  «клавиатура» (пульт управления; руки, ноги, тело)

                  классификация: картинок, цветов, букв, чисел, мыслей, идей, цитат, пословиц, фразеологизмов, вопросительных слов, признаков, слов по модальностям,                                                           слов по частям речи,…

                  ключевые: слова, мысли, вопросы

                  КМ (картина мира)

                  кодирование / декодирование

                  количество воспринимаемой новой информации

                  команды: аудиальные, визуальные, кинестетические, дискретные; свистковые; подготовительные, разрешающие, запрещающие, отменяющие; внутренние,                                          внешние;  иерархические, развернутые; макрокоманды, микрокоманды; значимые для различных репрезентативных систем;
                                     конкретные: «сообщите о готовности», внимание, приготовились, начали

                  команды запуска приема информации от не ведущего канала: посмотри, что я тебе сейчас скажу; посмотри, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что                                                                                                                                                 тебе говорит мое тело); послушай, что я тебе сейчас покажу (как я выгляжу); послушай, что я
                                                                                                                                          сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); почувствуй, что я сейчас
                                                                                                                                          покажу (скажу)

                  конструктивность

                  консультант

                  консультация: показательная; индивидуальная / коллективная

                  консультирование: педагогическое, его структура

                   конторка с наклоном

                   контрольное число

                   конфликт

                   кривая: роста, обучения

                   кризис

                   крик

                   критерии

                   круг: психопатический, любви

                   культура: мышления, общения, самоуправления

Л                 левополушарный тип (левополушарник)

                    личность: как сумма качеств, задатков, возможностей; как сумма поступков (реализаций, ошибок,…)

М                макрогимнастика визуальная

                    мандала

                    мастер

                    масштабирование

                    межполушарное взаимодействие

                    место

                    метанаблюдатель (внутренний наблюдатель за внутренним наблюдателем)

                    метод: философского сада камней; последовательного перебора; пчелы; случайного поиска, Монте - Карло, мухи; порождения нового

                    мера количества новой информации (дельта)

                     мера сопереживания

                     мнение

                     многозначность

                     модальность репрезентативной системы

                     моделирование (объяснение)

                     модель («объясняловка»): одноэлементная, двухэлементная, трехэлементная, четырехэлементная, семиэлементная; ученика: системная; этическая;
                                                                         развития человека (шкала 0-24)

                     мозг как система

                     мотивация (нацеливание на будущее, присоединение к будущему)

                     мощность модели

                     мудрость (различение того, что по силам от того, что не по силам)

                     мужество (не делать то, что не по силам)

                     музыка: левополушарная / правополушарная (не темперированная); фрактальная

                     мы: разные/одинаковые

                     мыслительные операции

                     мысль

                     мышление: в понятиях / в образах; теоретическое, образное, центральное, «боковое»; правополушарное / левополушарное; локальное / периферийное;                                                   элементное / целостное; этическое / не этическое

Н                   наблюдатель: внутренний: за внутренним наблюдателем (метанаблюдатель)

                      наблюдение (описание)

                     набор моделей

                     наборное полотно

                     наказание как ограничение (как помощь)

                     наклон парты

                     накопитель: слов, мыслей, вопросов, ошибок

                     напряжение

                     «настройка»: канала; себя: как скрипки; как аудиовидеосистемы

                     нацеливание (мотивация)

                     независимость каналов

                     нейропедагогика ( Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева)

                     необходимость

                     неполнота: методов науки

                     несогласованность с самим собой («сшибка»)

                     …, НО…

                     нормирование

                     «ныряльщик»: упражнение: на вдохе, на выдохе

О                  образ: как системный инструмент познания; оркестра

                     образность

                     обобщение

                     обработка информации

                     обратная связь

                     обучение / самообучение: в условиях динамических и статических поз

                     общение: конструктивное / неконструктивное (много информации о позиции)

                     объяснение (моделирование, подбор: модели, совокупностей моделей; «объясняловки»)

                     односторонние движения

                     ожидания первичные

                     озвучивание счета

                     Озерецкий Н.И.

                     операционный минимум: вопросительный

                     операция: присвоения имени; отождествления, различения, сравнения; дополнения; инвентаризации (составление списка); усечения,
                                          нормирования; упорядочивания / хаотизации; классификации; свертки / развертки; интерпретации, симметризации

                     описание

                     определение через употребление

                     опыт

                     основной вопрос этической педагогики

                     осознание

                     ответственность

                     «отвязка»

                     отключение: канала; звука, экрана, чувствования

                     откровение

                     открытие

                     открытое состояние

                     открытость

                     отождествление (адаптация)

                     отсоединение: индивидуальное / коллективное; по дыханию

                     «отстройка» канала

                      отсутствие помех

                      офтальмотренажеры: настольные/настенные

                      очистка буферной памяти

                      ошибка (заблуждение, промах, исключение, пробел, парадокс)

                      ощущение

П                   память: долговременная, кратковременная, оперативная, буферная; неорганизованная, правополушарная; организованная, левополушарная;
                                      визуальная, аудиальная, кинестетическая, контекстная

                      парадигма Вернадского

                      парадоксы

                      параметр эффективности упражнений: интенсивность, частота, длительность, сложность, разнообразность, содержательность, этичность;
                                                                                                 системность (согласованность) 

                      параметры самоуправления

                      парта с наклоном

                      пауза для обработки информации

                      «певец»: упражнение

                       педагогическая идея

                       педагогическая картина мира: в вопросах

                       педагогические умения

                       педагогический: треугольник; закон необходимого и достаточного разнообразия

                       педагогическое консультирование

                       педология

                       перевод противостояния в дополнение

                        «перевязывание» левого полушария

                        передача ответственности

                        перекрестные движения

                        период: развития, сеяния, становления; трудового становления; «душевный», игровой, трудовой, ученичества, испытания взрослых, послушания,
                                        разбросанности, жатвы (расплаты), исполнения родовых законов

                        перьевая ручка

                         «печать» детства

                         поведение: детей в зависимости от развития каналов

                         подключение руки

                         подсознание

                         поза: статическая, динамическая

                         позиция (точка зрения)

                         ползанья: разные виды

                         полнота: за счет различия, за счет дополнения, за счет разнообразия; за счет методов науки, искусства и религии (по Вернадскому);
                                          коллективного описания

                          полуцикл развития (12 лет)

                          помехи: визуальные, аудиальные, кинестетические

                          порождение

                          порядок

                          последовательность: действий; числовая, буквенная, словесная, сравнительная, абстрактная, геометрическая, интерпретирующая

                          послушание

                          пособия: системные

                          поток: информации, действий

                          правополушарный тип (правополушарник)

                          предписание (формулирование правил)

                          представление

                          признак

                          прикосновение

                          принципы: порождения нового, самообучения, самоорганизации (синергетика)

                          приоритетность интересов заказчика

                          присоединение / отсоединение: индивидуальное / коллективное; к будущему/ к прошлому/к настоящему; стратегическое (по состоянию) / тактическое
                                                                                       (по вопросам, словам, мыслям, жестам, позам, словарю, повторам; по дыханию; к следующему разу (по информации,
                                                                                        по содержанию, по эмоциям)

                          проверка

                          проговаривание (вербализация)

                  программа: как система упражнений; диспетчерская; ввода, обработки и вывода информации; вирусная / осознанная;
                                         последовательного поиска (перебора) / случайного поиска

                  программы действий: S 1, S 2, S 3,..., Sk , Sn

                  прогрессоры

                  «прокатка» тела («колбаска», «ящерица», «колобок»,…)

                   пространство: слов, мыслей, вопросов, ответов; задач, обобщенных операций (процедур); справочников

                   просьба

                   протяжка гласных (упражнение «певец»)

                  процесс: наблюдения (описания), объяснения (моделирования), предписания (создания инструкций); исполнения (подчинения),
                                    управления (командования), самоуправления; самоописания, самообъяснения, самопредписания (самоинструктирования); преодоления себя;
                                    фильтрации сигналов (выделения), фильтрации шумов (подавления); индивидуальной настройки каналов и корреляционной настройки
                                    каналов (взаимодействия); отстройки каналов (отвязки, развязки, антикорреляции); согласования и рассогласования;
                                    синхронизации и десинхронизации

                   психопатический круг: общения, познания

Р                равновесие: статическое, динамическое; на одной ноге («цапля»), на двух ногах (поза Ромберга, проба профессора Воячека)

                  радость

                  развертка / свертка

                  развивающие системы вопросов

                  развитие: ребенка как системы

                  различение (разотождествление, индивидуализация)

                   разложение по системе базисных функций

                   разновозрастная система развития КМ

                   разнообразность упражнений

                   разотождествление (различение, индивидуализация)

                   рамка экрана

                   рассогласование (конфликт) с самим собой

                   рассогласование («расстыковка»): каналов; систем приема, обработки и выдачи информации

                   реакция на оценку

                   ребенок: нестандартный; как простейшая модель; как сложнейшая модель

                   режим ожидания

                   репрезентативная система: модальность; аудиальная, визуальная, кинестетическая, дискретная, обонятельная, …

                   ресурс (резерв): здоровья

                   рост

                   рука: ведущая, ведомая

С                 само: - выражение; - осознание; - обучение (автодидактика); - учитель; - настрой;

                               - организация; - оценка; - регуляция; - убийство; - определение; - познание; - тренировки;

                               - стоятельность; - отрицание (суицид)

                    самообучение / обучение

                    самоопределение: стратегическое (по целям) / тактическое (по вопросам); устное, письменное

                    свет

                    свертка / развертка: слов, вопросов, мыслей, текстов

                    сверхсознание

                    сверхусилие

                    Свободная школа мышления и общения (СШМиО)

                    связи: перекрестные

                    связность

                    связь: с мамой, с папой, с сестрой, с братом, с семьей, с детьми

                    «священные» треугольники

                    семиуровневая модель

                    семь базисных типов задач

                    семья: как прасистема, как надсистема

                    сердце

                    сигнал: как помеха, как сигнал

                    сигналы: визуальные, аудиальные, кинестетические и др.; конкретные (цвет, свет, картинка, образ, яркость, четкость, слово, интонация,
                                      громкость, свист, прикосновение, объятие, жест, поза, мысль, число и т.д.; факт, звук, вид, запах, вкус,…)

                     символ

                     симметризация

                     синектика

                     синергетика

                     система: как мозг; как система

                     система: репрезентативная; аудиальная, визуальная, кинестетическая, дискретная, обонятельная, осязательная, вкусовая; ведущая, ведомая;
                                       развития картины мира; педагогическая; верований; операционная; базисных функций

                     системность: упражнений (согласованность)

                     системные пособия

                     скорость

                     слова: «визуальные», «аудиальные», «кинестетические», «дискретные»…

                     слово: как системный инструмент познания (обучения)

                     сложность упражнений

                     слушать / слышать / понимать / соглашаться

                     смирение

                     смотреть / видеть / понимать / соглашаться

                     смысл

                     совет: утренний

                     согласие: согласиться

                     согласование: групповое («волна», «хлопки по коленкам», перекрестное распределение рук, передача предметов, счет в слух);
                                                 образования с воспитанием; стандартов

                     соглашение: учительское, родительское

                     содержательность упражнений

                     сознание

                     состояние: открытое, закрытое; я готов, я – ученик, я – не ученик, я – проживающий, я – наблюдающий, я – метанаблюдатель, я – исполнитель,
                                          я – командир (управляющий), я – командир себе (самоуправляющий), я – моделирующий (играющий, мысленно-представляющий),
                                          я - программист, я – метапрограммист, я – сын (дочь), я – родитель, я – учитель (обучающий), я – целеполагающий, я – планирующий,
                                          я – здоровающийся, я – просящий прощения (извиняющийся), я – прощающий, я – проситель, я – «разрешитель» (разрешающий),
                                          я – благодарящий, я – радующийся или огорчающийся (за себя или за других), я – несогласный (возражающий) или согласный,
                                          я – спрашивающий, я – решающий задачу, я – проверяющий, я – преодолевающий себя (делающий усилие, а затем сверхусилие),
                                          я – работающий (ради себя и других), я – общающийся (открытый на общение), я – мастер 

                      социальная экология

                      список: дополнение; главных: человеческих слов, ученических слов, школьных слов

                      способы чтения: свободное, пунктуационное, орфографическое, орфоэпическое, круговое непрерывное

                      справочник

                      сравнение (интеграция)

                      среда

                      стандарт: этический, развивающий, образовательный

                      стратегия: познания: инстинктивная/осознанная

                      страх

                      структура консультаций

                      структурирование: с помощью: шаблонов, ключевых слов, ключевых вопросов, ключевых мыслей, ключевых действий (упражнений)

                      суперпозиция

                      сценарий: жизни (поведения)

                       счет: прямой, обратный; включающий левое полушарие; выключающий левое полушарие

                       «сшибка»: разноуровневых критериев; с самим собой (несогласие с самим собой); декларируемых целей с подсознательными целями

Т                     таблица: Шульте; стоклеточная

                       тактика

                       тело

                       техника безопасности

                       технология: здоровье сберегающая

                       тренировка: в малом пространстве, в большом пространстве (высоком, широком зале)

                       треугольник: «святой» («священный»); педагогический

                       трехэтапность упражнений (исполнение, усилие, сверхусилие)

                       три скорости: говорения, выстукивания («зайчик - барабанщик»), движения

                       троица (трионим): ученик / родитель / учитель; Бог-Отец / Бог-Сын / Бог-Дух Святой; мысль / слово / вопрос; этический стандарт /
                                                          развивающий стандарт / образовательный стандарт; проживающий / наблюдатель/ метанаблюдатель; подсознание / сознание /
                                                          сверхсознание; исполнение / усилие / сверхусилие; дух / душа / тело; хочу / верю / делаю; наблюдение (описание) /
                                                          объяснение (моделирование) / предписание (формулирование правил); негативизм / нежелание учиться / суицид;
                                                          быстрее учиться / легче учиться / меньше уставать; войди в состояние / не сомневайся / действуй, исходя из состояния;
                                                          ребенок / родитель / взрослый; адаптация / индивидуализация / интеграция; отождествление / различение / сравнение;
                                                          проживание / осознавание / управление; что / как / кто; точка зрения (позиция) / точка слышания / точка чувствования

                       труд

                       трудный переходный возраст

                       трудовое становление

У         уверенность / неуверенность

           уловки: «но», «пока», «как бы»

           улучшение: зрения, слуха

          умение: общаться, трудиться, учиться, думать, жить, управлять собою; играть, присоединяться, отсоединяться; любить; слушать, слышать (принимать, повторять), понимать, соглашаться; смотреть, видеть, понимать, соглашаться; чувствовать (ощущать), переживать (проживать, сочувствовать), понимать, соглашаться; думать, вдумываться, понимать, соглашаться; действовать

           умения: педагогические, ученические, родительские

           управление: левополушарное / правополушарное; ребенком, управляющим собой; управлением; ребенком: через макродвижение, через микродвижения

            упражнение: раскладка и сборка алфавита; раскладка и сборка таблиц Шульте; настольные и настенные офтальмотренажеры; 5 способов чтения 18-ти «горок»; «цапля», «ныряльщик», «певец», вопросы о мяче, «зайчик барабанщик»

            упорядочивание

            уровни ответственности: необходимо выполнить Sn; мне надо выполнить Sn; я должен выполнить Sn

            уровни саморегуляции: подчинения, управления, самоуправления, мотивации (целеполагания)

           усилие

           усиление звука

           условия: начальные

           устойчивость (уравновешенность)

           утренний совет

           учитель: ведомый, ведущий; «коридорный»

 

Ф        фаза общения: логическая, интерпретирующая, обобщающая

            факт

            философский сад камней

            фильтрация (подавление): помех, сигналов

            формат представления информации

            функциональная асимметрия: рук, ног, глаз

 

Х         хаотизация

            характеристика крика

            характеристика мышления: инертность, гибкость, ригидность, застойность, окостенелость, консерватизм, легкость

 

Ц         «Цапля» (упражнение)

            целеустремленность

            целое

            целостность: «живая»

            цель: стратегическая / тактическая; подсознательная / декларируемая

            цикл развития: 24 года

 

Ч         чакры (энергетические центры, центры управления инстинктивными стратегиями познания (обучения))

            частота упражнений

            человек как система

            число: контрольное; 3, 5, 7, 10,1 2, 16, 24, 25, 33

            чувство: осознанное / неосознанное

            чувствование (проживание)

            чувствовать (ощущать) / переживать (проживать, сочувствовать) / понимать (принимать, повторять) / соглашаться

 

Ш       шаблон: левополушарный, правополушарный

            шаблон инструкции: необходимо (ты должен) выполнить Sn; нельзя (ты не должен) делать Sn; необходимо (ты должен) выполнить Sn, если Sk (если произойдет Sk, если случиться Sk); нельзя (ты не должен) делать Sn, если Sk

            шаблон самоинструкции: мне надо (я должен) выполнить Sn; я не должен делать Sn; мне надо выполнить (нельзя выполнить) Sn, если Sk; я должен выполнить (не должен выполнить) Sn, если Sk

            шаг: односторонний, перекрестный, кукольный; на носочках, на пяточках; передом, задом, боком

            шестнадцать объятий; «не»; «да»

            школа: Вальдорфская, Монтессори, Щетинина, Амонашвили, Шаталова, Сухомлинского,  Макаренко, диалога культур, Свободная мышления и общения (СШМиО), Ауровилля

             школы системные

             шум: свистков, хлопков; резкий и неожиданный; дискретный, непрерывный, белый (погремушка)

 

Э         экран: внутренний, внешний

            экологическая стенка

            экология социальная

            эндогенные ритмы

            энергетические центры (чакры)

            энергия любви (холдинг-терапия)

            эталонные: задачи, тексты, вопросы

            этапы: этико - психологического становления человека; развития системы; развития человека как системы

      этапы тренировки диспетчерской программы: формирование, отработка, запуск, остановка (прерывание); воздействие сигналов различной модальности одинаковым содержанием (день диспетчера, день звука, день знаний, день зрения, день речи, день мышления, день тела, день творчества)

            этика: левого полушария, правого полушария

            этико - психологическая подготовка: к школе, к поступлению в ВУЗ, к работе, к жизни, к семье

            этическая картина мира

            этические «горки»

            этические законы развития

            этической педагогики основной вопрос

            этическое соглашение: родительское, учительское

            этичное «пока»

            этичность упражнений

            этический стандарт

           эффект: физический, химический, математический, Пиаже

           эффективность игр (упражнений) (см. параметры эффективности упражнений)

 

Я         Я готов! Я хочу! Я верю! Я делаю!

            язык: тела, жестов, слов, глаз, запахов, вкусов

            Я кручу педали (действую)!

            якорение / отвязка

            Я: три: хочу / верю (могу) / делаю (действую)

Возврат к списку