3. Программа занятий по курсу «Этическая педагогика» для школьного психолога

Тренинг первой ступени:

«Оздоравливающие учебные игры»

Программа рассчитана

на восемь часов в месяц,

на 64 часа в учебный год.

Преподаватель и автор программы:

доктор философии, академик МАИСУ,

психолог Валявский А.С.

Сакт-Петербург

Школа № 592

2001-2002 учебный год.

Тренинг «Оздоравливающие учебные игры»

Первая ступень

Необходимость ввода данного тренинга диктуется нарастанием количества неуспевающих или конфликтующих учеников с родителями, учителями и с другими учениками из разных возрастных групп.

Учеников и их родителей интересуют не диагнозы типа «неуспевающий» или «неуправляемый», а конкретные практические рекомендации в виде домашних учебных игр или игр, проводимых со школьниками в дополнительное время.

Целями данного тренинга являются:

- развитие визуальных, аудиальных, кинестетических и дискретных

каналов приёма, обработки и выдачи информации и их взаимосвязи и

независимости функционирования;

- развитие правого и левого полушарий в их взаимосвязи и независимости

функционирования;

- развитие культуры мышления, культуры общения и культуры

самоуправления.

Ожидаемые результаты:

- формирование диспетчерских программ самоуправления и управления

по командам ведущего и собственным командам ученика;

- улучшение успеваемости, поведения и прилежания учеников;

- повышение самостоятельности учеников;

- улучшение параметров самоуправления и, как следствие, улучшение

здоровья учеников.

№ занятия ОКТЯБРЬ

10.1 Тренировка ДСП (диспетчерской программы) по свистковой команде.

Игры с мячом.

10.2 Тренировка семи параметров самоуправления («цапля», «ныряльщик»,

«певец»).

10.3 Тренировка ДСП на переключение внимания с одного физического

упражнения на другое.

10.4 Тренировка ДСП с одновременным проговариванием, счётом (прямым и

обратным), согласованным с определёнными движениями рук и ног.

10.5 Тренировка ДСП на самоинструктирование и исполнение с аудиальным и

кинестетическим самоконтролем (подключение руки).

10.6 Тренировка ДСП на «настройку и отстройку» визуального канала с

помехой по аудиальному каналу.

10.7 Тренировка ДСП на «настройку и отстройку» аудиального канала в отсутствии визуальной информации.

10.8 Тренировка ДСП на «настройку и отстройку» аудиального канала при визуальных помехах.

НОЯБРЬ

11.1 Три скорости движения («самолёт», «человек», «черепаха» или

«метеоры», «машины», «черепахи»).

11.2 Три скорости выполнения знакомых физических упражнений в знакомой

последовательности.

11.3 Тренировка кинестетического канала (разные виды ползания, прокатка тела на матах: «ящерица», «колобок»).

11.4 Тренировка кинестетического канала в отсутствии визуальной информации (с закрытыми глазами).

11.5 Тренировка кинестетического канала на равновесие (на четвереньках, на коленках; односторонние и перекрёстные движения).

11.6 Тоже, что на занятии 11.5, но в отсутствии визуальной информации.

11.7 Тренировка кинестетического канала и взаимодействия полушарий при хождении (освоение различных видов шагов: односторонних, перекрёстных, кукольных).

11.8 Тоже, что на занятии 11.7, но в отсутствии визуальной информации.

ДЕКАБРЬ

12.1 Тренировка кинестетического канала на примере движения боком на четвереньках и коленках (одностороннего и перекрёстного движения).

12.2 Тренировка кинестетического канала на равновесие («мостик через ручеёк» на мате и на высоте).

12.3 Тоже, что на занятии 12.2, но в отсутствии визуальной информации.

12.4 Тоже, что на занятии 12.3, но с подключением шумов (свистки, хлопки, резкие и неожиданные звуки).

12.5 Тоже, что на занятии 12.4, но на высоте (на скамейке в спортзале или на доске между стульями).

12.6 Три скорости движения в большом зале (см. занятие 11.1).

12.7 Тренировка кинестетического канала на равновесие на скамейке (хождение на носочках, пяточках, передом, задом, боком).

12.8 Тоже, что на занятии 12.7, но в отсутствии визуальной информации.

ЯНВАРЬ

1.1 Три скорости говорения с подключением руки (скороговорки).

1.2 Три скорости выстукивания ритма двумя руками («зайчик-барабанщик»).

1.3 Шумовой оркестр («день звука»).

1.4 Тренировка ДСП по разным аудиальным сигналам, заменяющим свисток в играх с мячом (см. занятие 10.1).

1.5 Три скорости чтения (этических слов, этических фраз, этических «горок», эталонных «горок»). Для хорошо читающих используются пять способов чтения.

1.6 Тренировка аудиальной ДСП по различным аудиальным сигналам (в том числе и словесным).

1.7 Тоже, что на занятии 1.6 с подключением шумовых помех.

1.8 Тренировка кинестетической ДСП на равновесие в условиях сильных шумовых помех в большом помещении (спортзале).

ФЕВРАЛЬ

2.1 Тренировка визуального канала (макрогимнастика для глаз, настенные офтальмотренажёры Базарнова и Валявского).

2.2 Тренировка визуального канала в макрорежиме с подключением колебательных движений («качели», «тик-так»).

2.3 Тренировка визуального канала в микрорежиме (настольные офтальмотренажёры формата А4 с подключением пальцев обеих рук).

2.4 Тоже, что на занятии 2.3 с подключением длинных настольных офтальмотренажёров и обводкой эталонных фигур ведущим пальцем ведущей руки.

2.5 Тоже, что на занятии 2.4 с подключением ведомой руки, с подключением обеих рук и с передачей управления ведущей руке.

2.6 Тоже, что на занятии 2.5 с подключением цветных настольных офтальмотренажёров.

2.7 Тренировка «внутреннего» визуального канала (внутренний экран, масштабирование по горизонтали и вертикали на примере имени).

2.8 Тоже, что на занятии 2.7 с подключением регулировки цветности на примере алфавитного и числового рядов.

МАРТ

3.1 Тоже, что на занятии 2.8 с подключением игр «цветные квадратики» и «муха».

3.2 Тренировка визуального канала в корреляции с кинестетическим каналом (обводка, закраска, «гонщики»).

3.3 Тоже, что на занятии 3.2 с подключением упражнений на масштабирование («убывающий квадрат», «растущий цветок»).

3.4 Тоже, что на занятии 3.3 с подключением раскраски соседних участков разными цветами.

3.5 Тренировка взаимодействия полушарий (раскладка и сборка алфавита, раскладка и сборка таблиц Шульте с прямым и обратным счётом).

3.6 Тоже, что на занятии 3.5 с подключением тренировки визуального внутреннего канала на примере игры «Золотое сечение» в левополушарном варианте.

3.7 Тоже, что на занятии 3.6 с конструированием собственных фигур из эталонных элементов игры «Золотое сечение» с последующей зарисовкой.

3.8 Тоже, что на занятии 3.7 с акцентом: на времени запоминания (2 сек. на фигуру), на очистке буферной памяти, на самопроверке.

АПРЕЛЬ

4.1 Тренировка взаимодействия полушарий на примере раскладки и сборки сотни на наборном полотне.

4.2 Тоже, что на занятии 4.1 с подключением русских ладушек (три раза по 6 со счётом вслух, с открытыми и закрытыми глазами, с передачей управления).

4.3 Тоже, что на занятии 4.2 с подключением древнеиндийской игры «Шива едет на быке».

4.4 Поиск родственных букв (родственников букв!) на 33 карточках.

4.5 Тоже, что на занятии 4.4 с рисованием разных букв одним и тем же авторским способом.

4.6 Тоже, что на занятии 4.5 с рисованием одной и той же буквы 25-тью разными способами.

4.7 Тоже, что на занятии 4.6 с рисованием заданных букв эталонными способами (копирование /перенос/ стилей и способов).

4.8 Рисование и заполнение левополушарного шаблона (Кто я?).

МАЙ

5.1 Рисование и заполнение левополушарного шаблона (Где я?).

5.2 Классификация картинок.

5.3 Классификация цветных картинок.

5.4 Заполнение и очистка наборного полотна (работа с буферной памятью на примере картинок с животными).

5.5 Строительство дворца для набора выбранных животных.

5.6 упражнения на жонглирование мячом (одной рукой, двумя руками, спереди, под ногами, за спиной, счёт вслух, тихо-громко).

5.7 Упражнение на групповое согласование («волна», «хлопки по коленкам», перекрёстное расположение рук, передача предметов, счёт вслух).

5.8 Тоже, что на занятии 5.7 с подключением движений волны и передачи предметов одновременно в обе стороны.

ПРИМЕЧАНИЯ.

В тематическом почасовом плане отмечены только те оздоравливающие учебные игры:

- которые вводятся впервые на тренинге;

- на которых акцентируется внимание на данном занятии.

Подготовительные, повторительные, фоновые оздоравливающие учебные игры не указываются, так как они зависят от индивидуальных ресурсов участников тренинга, от их состояния.

Подготовительные, повторительные, фоновые оздоравливающие учебные игры комплектуются по мере необходимости и возможности из игр, освоенных на предыдущих занятиях.

В ряде случаев в скобках указываются правополушарные имена игр, облегчающие ученикам и родителям их запоминание. Эти игры с похожими названиями можно встретить в практике многих современных психологов, педагогов и воспитателей, например, в книге Валявского А.С. и Яковис А.С. «Оздоравливающие учебные игры» и т.д.

Данный тренинг находится в полном согласии с современной системной концепцией «Этическая педагогика», представленной академиком МАИСУ, доктором философии Валявским А.С. в его книге «Как понять ребёнка» и в других его публикациях и выступлениях на различных конференциях и в журналах. С основами этической педагогики ежегодно знакомятся слушатели УПМ на практикуме «Этическая педагогика» (см. раздел 9.2 данного сайта).

Возврат к списку