Комментарии к главе 15.Образование и к главе 16.Здравоохранение из книги: Будущее России

      Комментарии к главе 15. Образование.

      Этическая педагогика считает, что процесс обучения должен быть оздоравливающим, иначе его нельзя считать этичным /Л.6/. Поэтому важнейшая книга доктора философии А. С. Валявского* из серии «Этическая педагогика» названа «Оздоравливающие учебные игры»/Л.8/. В этой книге описаны параметры самоуправления, коррелирующие со здоровьем (взрослых и детей) и легко измеряемые с секундомером в руках. Эти параметры позволяют оценивать потенциальный ресурс ученика, так как свидетельствуют о согласованности функционирования всех базовых систем организма. Так, ненастроенный телевизор будет хуже показывать, ненастроенная скрипка будет фальшивить. Эти метафоры применимы и к ученику: не сонастроенный с самим собой человек будет не настроен либо на учёбу, либо на работу, либо на общение с людьми, либо на общение с самим собой. Именно такие в первую очередь заболевают и не хотят учиться (работать), точнее: они не хотят учиться так, как их учат (не по их ресурсам), а ещё точнее: при низких параметрах самоуправления они не могут хорошо учиться, так как быстро устают вследствие того, что их энергетические баки пустеют быстрее, чем у отличников. Данная книга /Л.8/ нацеливает на объединение усилий учеников, родителей, учителей и даёт возможность понять каждой из этих групп: что по силам ученику, что по силам родителям, что по силам учителям. А что не по силам. Каждый должен знать, что зависит от него, и что неэтично требовать от другого, если это от него не зависит и, тем более, не в его силах. В книге имеются подсказочные (наводящие) вопросы, отвечая на которые, родители получают информацию, в какие игры желательно поиграть с данным ребёнком в первую очередь, чтобы наладить его учёбу и общение с людьми (со сверстниками и с самим собой). Безусловно, только параметрами самоуправления и их игровой тренировкой не исчерпывается развивающий стандарт /Л.1,5,9/, но без их соответствующих значений ученик не сможет учиться на должном уровне, а впоследствии и работать, так как за хорошую учёбу при ненормативных параметрах рано или поздно расплатится здоровьем. И даже не надо ссылаться на книгу Базарного /Л.1/, пестрящую статистическими фактами, чтобы убедиться в реальности процесса ухудшения здоровья выпускников школ и человечества.

       Нравственное мышление, порождающее нравственное здоровье, без которого не будет физиологического и психического здоровья, в рамках этической педагогики предлагается закладывать с помощью этической Азбуки /Л.7/, построенной на материалах многолетней работы автора в различных воспитательных и образовательных учреждениях. Азбука иллюстрирована: разновозрастными работами учеников, синонимами и антонимами, пословицами и символами культур разных народов (1200 символов), изречениями учителей человечества. Все книги и рекомендации этической педагогики относятся ко всем возрастам, так как способствуют самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию.

*Валявский Андрей Степанович – доктор философии, академик МАИСУ, является практикующим психологом с восьмилетним стажем работы в ДОУ-137 (СПб) и 12-летним стажем работы в Средней общеобразовательной школе № 592 (СПб), работал директором авторской школы «СШМиО», ныне является руководителем и вдохновителем проекта «СУМОМ», проводил семинары и тренинги более, чем в 30 городах нашей страны и за рубежом, участник многочисленных телевизионных передач и фильмов, автор книг для детей, родителей, учителей и несемейных взрослых: «Оздоравливающие учебные игры», «Этическая педагогика», «Как понять ребёнка», «Восьмеричный путь к счастью…», «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»; имеет учеников и последователей, отец 4-х детей, дедушка 9-ых внуков.

      Комментарии к главе 16. Здравоохранение

       Доктор медицинских наук Базарный В. Ф.* справедливо показывает в своём научном труде-обобщении «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса» (2015) /Л.1/, что современная педагогическая система не только не современна, но и научно не обоснованна. В конце этой книги приводятся конкретные ПОСИЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ и ПРАВОВЫЕ рекомендации, утверждённые ещё в 1989 году Министерством здравоохранения (а, следовательно, научно признанные) для «проснувшихся» родителей и директоров школ, как сделать процесс обучения хотя бы в школе:
- физиологически оздоравливающим, а не ведущим всё человечество к росту сердечно -сосудистых заболеваний, к падению зрения и детородной функции, к гиперактивности, к синдрому дефицита внимания, к аутизму и прочее;
- психологически развивающим, а не ведущим к психологической ДЕГРАДАЦИИ, что, оказывается, несложно отследить уже в первые полгода обучения в школе (а есть ещё и отсроченные последствия, которые становятся существенно заметными только через несколько лет);
- образовательно наполняющим в полном объёме ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА без ущерба для физиологического здоровья, психического здоровья и НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. Автор с полным основанием и пониманием говорит о необходимости ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ детей. Без этого процесса все последующие программы, учебники и реформы обречены на провал. Это мы, к сожалению, и наблюдаем, когда пытаемся «модернизировать» крону дерева /образовательный стандарт/ и ствол /развивающий стандарт/ без соответствующего развития корневой системы /этический стандарт/.

Ниже мы приводим окончание данного нашего комментария, опущенное редактором сборника, поскольку считаем, что без этого окончания справедливые вышеупомянутые теоретические выводы повисают в воздухе как рекомендации, лишённые практического современного воплощения:

       После этих слов несложно перекинуть мостик от современной административной педагогики к этической педагогике /Л.2-4/, основная идея которой состоит в необходимости согласования всего педагогического процесса с этапами этико-психологического становления детей, учеников, взрослых. Данная идея, сформулированная ещё в 90-е годы, обросла конкретным опубликованным инструментарием /см. на сайте Л.2 все книги и статьи Валявского, а также матрицу познания в Ассоциативной энциклопедии/ и вполне доступна для современных педагогов, родителей, детей, учеников и студентов. Административная педагогика справедливо утверждает: образовательный стандарт/ /ключевое слово – «образование»/ может быть взят только детьми с соответствующим уровнем развития /развивающий стандарт - с ключевым словом – «развитие»/. Этическая педагогика, опираясь на одну из известных моделей поэтапного развития /Л.3,5/, считает, что у развивающего стандарта также есть свой предшественник – этический стандарт /ключевое слово – «воспитание»/. Такой подход подводит к пониманию архиважности процесса ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ, ибо тогда становится понятно, почему отсутствие должного воспитания не просто ведёт к деградации и заболеваниям, но и элементарно тормозит и развитие, без которого ребёнок учится с потерей здоровья /Л.6/, «обламывая неокрепшие зубы о гранит науки», и само образование, требующее не только соответствующего уровня развития логического мышления, но и уровня развития НРАВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ. Этическая педагогика, будучи современной по форме разработанного педагогического инструментария, безусловно, сознательно опирается на духовный опыт школ-предшественников и отдельных личностей, перечисленных на нашем сайте www.sumom.su . Идеи этической педагогики последовательно реализовывались в разных школах и по результатам достижений учеников этих школ можно судить об их эффективности. Достаточно познакомиться с этическими принципами обучения одной из таких школ, петербургской школы Карла Мая, чтобы понять, за что её назвали «жемчужиной образовательной системы России» (Юсупов Р. М.) «Эффективность этических принципов этой школы налицо: из школы выходили деятели науки, техники и искусства, но при этом они все были воспитаны в духе высочайшей человечности.» /Л.4,5/

*Базарный Владимир Филиппович - доктор медицинских наук, обобщивший в своих трудах более, чем 35-летний опыт глубокого и всестороннего изучения развития ребёнка. Его методика была утверждена Министерством здравоохранения СССР ещё в 1989 году. Эти научно обоснованные рекомендации никто не отменял и не опровергал: приняв их, их постарались забыть по вполне понятным политическим причинам, благодаря которым и до сих пор о них мало кому известно. В 2005 году программа Базарного получила признание со стороны Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Литература

1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. – М.: Концептуал, 2015

2.Сайт www.sumom.su

3. Валявский А. С. Этическая педагогика как система воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования личности. Доклад на международном ежегодном форуме «ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ – 17-19 ноября 2011» Тема форума: «ЦЕННОСТНЫЕ МИРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Секция: «Новый век: гармония природы и интеллекта» Организаторы: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Доклад опубликован в материалах секции: «Новый век: гармония природы и интеллекта». – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011, стр. 45-48

4. Преемственность этической педагогики в современности. - Валявский А.С. Доклад на международном ежегодном форуме  «ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ – 15-17 ноября 2012»  Тема форума: «ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» Секция: «Новый век: гармония природы и интеллекта»  Организаторы: философско-культурологический клуб «Универсалии систем»,  Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.Д.Ф. Устинова  Доклад опубликован в материалах секции: «Новый век: гармония природы и интеллекта». - СПб, Издательство "ЛЕМА", 2012

5. Валявский А. С. Как понять ребёнка. 3-е доп. изд. – СПб.: ДИЛЯ, 2011

6. Валявский А. С. ЭТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Доклад на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья». Секция 5: Здоровьесозидающий потенциал ФГОС в урочной и внеурочной деятельности. Организаторы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО), кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека. Санкт-Петербург: 27–28 марта 2014 года

7. Валявский А. С. Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей.
Часть 1. Буквы.– СПб.: «ДИЛЯ», 2004
Часть 2. Слова. – СПб.: «ДИЛЯ», 2005
Часть 3. Фразы. – СПб.: Печатное Агентство «Феникс», 2015

8. Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая: Практикум. Информация к действию для практичных родителей. – СПб.: СУМОМ, 2012

9. Валявский А. С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя
Доклад на второй международной научно – практической конференции 21 – 22 июня 1997 года «Метод качественных структур 21 век», г. Санкт – Петербург. Реальность и субъект, 1998, том 2, № 1, с.12 – 16.
Примечание. Все вышеупомянутые статьи опубликованы на сайте www.sumom.su

Возврат к списку