культура общения

Учебные ключевые мысли СУМОМ.

1.В соответствии с принятой нами трёхэлементной моделью (см. раздел «Культура самоуправления» - ячейка 34 в матрице познания) культура общения (КО), культура мышления (КМ) и культура самоуправления (КСУ) могут быть определены и поняты друг через друга. А именно: с точки зрения КСУ мышление и общение есть процесс самоуправления; с точки зрения КМ общение и самоуправление есть мышление; с точки зрения КО мышление и самоуправление есть общение. Поэтому культура общения – это, прежде всего, умение вести внутренний и внешний уважительный монолог, диалог или полилог, а также умение управлять собой: своим телом, своим мыслительным процессом, своим душевным и духовным состоянием.

2.Для удобства описания и анализа мы приняли, что КСУ объединяет движение человека в физическом, духовном и ментальном пространствах, не акцентируя пока внимание на их взаимопроникновениях. При этом движение в ментальном пространстве мы называем мышлением, а движение в духовном пространстве – общением.

3.Из вышесказанного вытекает, что движение, духовная жизнь и мышление коррелируют друг с другом. А, следовательно, тормозят или развивают друг друга. Например, всякое общение имеет двигательное и мыслительное сопровождение. И наоборот. Следовательно, осваивая новые виды общения и оптимизируя их, мы можем развивать и мышление и самоуправление. И наоборот: развивая КМ (см. ячейку 33 в матрице познания) и КСУ (см. ячейку 34 в матрице познания), мы так или иначе оптимизируем КО.

4.Взяв за основу оценки КО духовное движение, мы приходим к признанию важнейшей роли сердца как структуры, отвечающей за душевное и духовное равновесие, без которого нет и духовного развития (возрастания бескорыстия, искренности, справедливости, открытости, сердечности и т.д. – см. перечень главных человеческих слов в «Азбуке для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»). Поэтому первыми и важнейшими параметрами духовного самоуправления мы считаем базисные умения трудиться и учиться не только ради себя, но и ради других, не только в виде короткой развлекающей игры, но и в виде процесса, требующего усердия и осознания и ведущего к стяжанию любви и мудрости (о других базисных умениях см. в книге «Как понять ребёнка» и в выпусках «Этическая педагогика»).

5.Человеку, стяжавшему достаточное количество энергии любви в детстве, будет, чем делиться со своими близкими, друзьями, соратниками, согражданами: он будет эту энергию щедро высвечивать. Недополучивший этот минимальный запас «душевных сил» в соответствующий этико-психологический этап становления (об этапах становления читайте в книге «Как понять ребёнка»,  в ряде статей на сайте, см. в фильме «Когда я приду в семью» и слушайте в аудио - лекции «Что не понимают родители»), став взрослым, будет добирать эти силы через осознание и веру или через болезни и конфликты с людьми по схеме психопатического круга (см. книгу «Как понять ребёнка»).

6.Идущий путём осознании и обращения к высшим силам научается сначала выходить из психопатического круга, а потом входит в круг любви и мудрости. Такой человек, как правило, редко болеет, так как он научается разрешать внутренние конфликты, не доводя их до внешнего воплощения. Такой человек уже понимает: все причины внутри, а поводы снаружи. Поэтому он принимает людей такими, какие они есть.

7.Идущий путем осознания и сердечности никого не обвиняет, не осуждает, не критикует: «Виноватых нет, - говорит он. - Все пострадавшие, все хотят как лучше, но получается, как всегда. Если вы уже заметили и признали свои «всегдашние любимые грабли», вы помудрели! Ваша задача теперь понять, как вы себя запрограммировали с помощью своих родителей и стать хозяевами своих программ. Иначе эти родовые программы будут вами управлять и впредь, поскольку вы бессознательно окормляете их». Один из возможных путей стать хозяевами родовых программ описан нами в книге «Восьмеричный путь к счастью».

8.Из предыдущего пункта не вытекает вседозволенность и всеоправдание. Вы имеете право не соглашаться с поступками человека, но не имеете право обвинять самого человека. Из того, что человек поступил недостойно, на ваш взгляд, не вытекает, что он плохой. Он, возможно, даже заслуживает обучающего заслуженного наказания как ограничения, но не осуждения его как человека. Тем более, вам не известно, почему он так поступил и почему он таким стал. Не исключено, что он немало этому сопротивлялся.

В полноте это известно только Богу, поэтому: «Не судите и не судимы будете».

9.Закон притяжения: нас притягивают друг к другу подобные родовые проблемы, скрытые до поры до времени от нашего сознания до ближайшего рифа. Закон отталкивания: то, что нас притягивает друг к другу на первых порах нашего знакомства, через некоторое время начинает отталкивать, чтобы мы осознали причину притяжения. Встреча с родственной душой большое счастье, мы правильно интуитивно друг друга вычисляем по признаку подобия проблем и именно поэтому надеемся на помощь духовного родственника. Мы ошибаемся, надеясь, что этот родственник разберётся за нас с нашими проблемами. На то они и наши. Каждый может помочь в этом только самому себе, а мы можем помочь родственнику, только покрывая его своею любовью, дающей нам силы терпеть. Многие самостоятельно замечают проявление этого закона в виде периодических вспышек ссор, раздоров, разногласий, конфликтов, разводов, увольнений. Самые наблюдательные отмечают повторяющиеся имена спутников или начальников, а самые проницательные – повторяющуюся стратегию своего и их поведения: «всё возвращается на круги своя», то есть к тебе, ибо ты – единственный человек, от которого никуда не убежишь.

10.Нет смысла расставаться с человеком (или с организацией, что с точки зрения родовых программ – одно и тоже), если вы не осознали, что вас притянуло к этому человеку (или к этой организации, или к этой ситуации, или к этой стране). Вы будете свободны от повторения, если для начала поймёте, что вас притянуло или, как вам удалось заставить этого человека вести себя таким образом. Вы будете свободны от повторения, если, поняв, примите необходимые и достаточные духовные меры (прощение, благодарность,…) хотя бы по книге «Восьмеричный путь к счастью». Вы будете свободны от повторения либо с новым человеком (или ситуацией), либо вы выберите трансформацию прежнего, что может потребовать времени, терпения и кредита доверия. А, следовательно, и вашей любви.

11.Когда оскудевают силы любви, люди расстаются. Семья и дети сдерживают расставание, смягчают конфликтность. Семья как мини-коллектив ускоряет наше духовное развитие, ибо каждый член семьи является зеркалом для всех остальных. Каждый отзеркаливает каждого, стараясь бессознательно помочь ближнему увидеть себя. При этом, к сожалению, у ближнего (или сотрудника) нарастает раздражение, ибо, в силу ещё одного закона общения, нам не нравится в других то, что нам не нравится в себе. Вместо благодарности за честное отражение: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» мы бросаем зеркальце на пол. Достаётся детям, жене, мужу, начальнику, попутчику, даже кошке или собаке, то есть зеркальцу, но не хозяину изображения. Первый шаг к тому, чтобы пруд тебе улыбнулся – осознай и улыбнись сам. Будешь рычать – пруд будет рычать, будешь улыбаться сквозь слёзы – в небе радуга проснётся.

12.Закон «лицевого» отзеркаливания хоть и нелицеприятен, но более понятен для видавшего себя в зеркале. Закон «спинного» отзеркаливания большинству понятен чисто умозрительно: родственники своим поведением отражают молодца не только с лица, но и со спины. Такова их доля. И чем сильнее они стараются нам помочь, знакомя нас с тем, что пока находится в тени нашего сознания (образ – спина, которую мы точно не видим, смотрясь в зеркало), тем несправедливее нам кажется это наше заднее изображение.

13.В театре жизни каждый сам выбирает себе роль и играет её до тех пор, пока не осознает свой выбор и вышеперечисленные законы общения в собственной конкретизации. Взять на себя ответственность за этот выбор – следующий шаг на духовном пути смены ролей тирана или жертвы на роль счастливца, смены роли подчинённого жизни, который свои поступки объясняет поступками других и якобы случайными событиями, на роль хозяина своей жизни. А для этого надо будет поверить в своё право быть режиссёром и работать над новой постановкой.

14.Кроме роли каждый сам определяет свой типаж, вариации которого зависят от установок, начертанных на флаге жизни индивидуума. О смене скрытых (подсознательных) установок можно прочитать в книге «Восьмеричный путь к счастью». Эти установки также определяются внешней (родительской или собственной) и внутренней семьёй: внутренним ребёнком, внутренним подростком, внутренним родителем и отношениями между ними. Семья внутренняя как первопричина естественно будет проецироваться на внешнюю среду и порождать проблемы в реальной семье и на работе. Например, отсутствие доверия со стороны родителей в детстве может вылиться в недоверие к себе (к своим силам), а, следовательно, и  к другим людям.

14.К стратегии общения мы относим наработку нового состояния открытости на себя и на свои проблемы, отзеркаленные духовными родственниками. В силу первичности состояния, то есть  его стратегичности, оно будет определяющим при восприятии нашего поведения: ибо важнее не то, как и что мы скажем и сделаем, а то, в каком состоянии мы будем это говорить и делать. Именно состояние будет теперь фактором, управляющим поведением окружающих.

15.К тактике общения мы относим формулы общения и формы общения, которые предпочитают разные люди в зависимости от модальностей ведущих и ведомых каналов приёма, обработки и выдачи информации, в зависимости от своей культуры, образования и национальных особенностей. Желающему оптимизировать процессы общения с людьми, безусловно, необходимо изучать  и осваивать разные формулы и формы общения, дабы их несоблюдение по совокупности не привело к расставанию.

16.Полнота общения  с самим собой нарушается, когда нарастает рассогласование между установками, декларациями и действиями, то есть, когда человек говорит одно (декларация), подсознательно желает или сознательно думает другое, но либо бездействует, либо делает не то, что говорит и чего желает. Как следствие человек вступает в конфликт сам с собой, а затем и с другими, и заболевает. Болезнь в таких случаях является симптомом отзеркаливания, стремящимся вернуть полноту.

17.Полнота общения с другими нарушается, когда  нарастает абсолютизация своего мнения ради самоутверждения, а не ради того, чтобы сделать «как лучше». Если человек владеет культурой мышления (см. ячейку 33 в матрице познания), то он будет выяснять позицию другого, а не опровергать её, он будет прояснять свою позицию, чтобы дополнить себя до целостности. Он не будет переходить на личности, так как понимает неполноту любой позиции, его будут интересовать, прежде всего, конструктивные моменты: что и с каких позиций данный человек оценивает не так, как он. И как сказать ему о своих интересах с его позиций.

18.Полнота общения с другими нарушается, когда не учитывается расстыковка по уровню понимания в пределах даже одной модальности. Например, человек может смотреть, но не видеть; видеть, но не понимать, о чем это ему говорит; понимать, но не быть согласным; согласиться, но ещё не начать действовать. Аналогично: человек может слушать (воспринимать), но не слышать (не ощущать, то есть не осознавать ощущение); услышать (почувствовать, ощутить), но ещё не понять, о чём речь (о чём сигналит данное ощущение); понять, но не быть согласным; согласиться, но бездействовать или по инерции делать не то, с чем уже согласился. Как вы понимаете, это всё разные уровни непонимания, требующие разных слов и действий, а не простой констатации: «До тебя не достучишься…До тебя не докричишься…Опять ты за старое…» В ответ, естественно, справедливо последует: «Сам такой…» Это и есть один из примеров психопатического круга.

19.Полнота общения нарушается без учёта типа общения (см. ключевые слова), без учёта этапа процесса общения (адаптация, индивидуализация, интеграция – см.в книге «Как понять ребёнка» и в книге «Восьмеричный путь к счастью»), без учёта  этапа формирования базисных умений, то есть без учёта этапа формирования базисных социальных функций, которые порождают базисные мыслительные операции, проживаемые сначала на социальном уровне.

 20.Полнота общения нарушается без учёта уровня энергетического общения, связанного с актуализацией чакровой структуры и соответствующими стратегиями познания. Подробнее об этой семиуровневой модели см. в книге «Как понять ребёнка». Дополним. В рамках славянской картины мира эти центры носят следующие названия: исток (муладхара), зарод (свадхистана), живот (манипура), ярло (анахата), горло (вишудха), чело (аджна), родник (сахасрара). По Мартину Брофману каждому из этих уровней присущи свои архетипические «цветовые» картины мира и, следовательно, непонимание этого будет вести к взаимному недопониманию. Например, «красному» человеку (человеку муладхарной акцентуации) будет чужд «фиолетовый» человек – человек другой сахасрарной мифологии.

21.Для полноты понимания и согласия согласиться с другим человеком, с человеком нужно общаться в рамках его мифологической и этической картин мира, с которыми не обязательно соглашаться, но обязательно нужно изучать  и искренне уважать. Игнорирование этого нюанса эквивалентно беседе с китайцем на русском языке. Базис этической картины мира закладывают главные человеческие слова и главнейшие слова-поступки, проживаемые и наполняемые смыслом изначально в семье. Именно с этих слов человек должен начинать учиться читать, чтобы понять себя как человека и стать самим собой. Поэтому для формирования культуры общения так важна семья и «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей». По этой Азбуке мы проводим занятия не только с детьми, но и со взрослыми, чтобы досеять не посеянное в детстве в соответствии с этапами этико-психологического становления человека (см. книгу «Как понять ребёнка» и слушайте аудио-лекцию «Что не понимают родители»).

22.Подводя итог вышесказанному, чуть дополним то определение культуры общения, с которого мы начали в пункте 1.

Культура общения – это, прежде всего умение вести внутренний и внешний уважительный монолог, диалог или полилог, а также умение управлять собой: своим телом, своим мыслительным процессом, своим душевным и духовным состоянием в соответствии со всеми вышеупомянутыми законами.


В начало