культура самоуправления

Основные параметры самоуправления.
/Отрывок из книги «Оздоравливающие учебные игры»,стр.33-40/

…Для того чтобы определить, относится ли ребенок к группе риска, мы измеряем у него семь основных параметров самоуправления. Через этот тест проходят все наши ученики, независимо от их возраста и проблемы, с которой они к нам обратились. Вот эти параметры:
    1.Время, в течение которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на правой ноге.
    2.Время, в течение которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на левой ноге.
    3.Время, в течение которого ребенок может задержать дыхание после вдоха.
    4.Время, в течение которого ребенок может задержать дыхание после выдоха.
    5.Время, в течение которого ребенок может тянуть гласную А.
    6.Время, в течение которого ребенок может тянуть гласную О.
    7.Время, в течение которого ребенок может тянуть гласную И.
Расскажем подробнее, как измерять эти параметры и как можно интерпретировать результаты измерений.


          Первый и второй параметры. Ребенок должен занять определенную позу: встать на одну ногу, а вторую ногу согнуть и упереть пяткой в коленку. Согнутая нога должна при этом «смотреть» не вперед, а в бок. Затем ребенокрасставляет руки в стороны и закрывает глаза. Вы должныв это время страховать его, придерживая за пояс. Когда ребенок уравновесится, попросите его сказать:  «Я готов!» После  этого  вы  должны  скомандовать ему:  «Внимание, приготовились, начали!»,  отпустить  его и  засечь  время  с  помощью   секундомера.  Как  только ребенок откроет глаза или встанет на обе ноги, потеряв равновесие, вы останавливаете секундомер. Во время тестирования отметьте для себя, стоит ли    ваш ученик на одном месте или прыгает на одной ноге, как лягушонок, стараясь не потерять равновесие. Обратите также внимание на выражение лица ребенка.  Часто бывает  так,  что он   сильно      жмурится, у него могут дрожать ресницы. Это означает, что ребенок выполняет задание с большим трудом, затрачивая на него много усилий.
Не важно, на какой ноге ребенок будет удерживать равновесие сначала - на правой или на левой. Оба теста (для правой и левой ноги) можно проводить последовательно друг за другом с минимальным временным интервалом. Если ребенок стоит в контрольной позе на каждой ноге не менее шестидесяти секунд, он скорее всего не попадает в группу риска. Минута - хороший результат. Получив его, родители могут быть спокойны. Однако это не предел, потренировавшись, один наш ученик спокойно стоял на одной ноге пятнадцать минут!
Учтите, чем дольше ребенок сможет удерживать равновесие, стоя на одной ноге, тем устойчивее он будет с психологической точки зрения. Между устойчивостью физической и психологической существует тесная связь. Не случайно йоги, находясь в определенных устойчивых позах, добиваются состояния внутреннего равновесия. И наоборот, люди, испытывающие состояние внутреннего разлада, часто «дергаются» - совершают импульсивные движения, «не чувствуют ног под собой». Дети - кинестетики часто не способны удержать равновесие в контрольной позе более 1-4 секунд, поэтому именно этим ребятам так тяжело держать себя в руках.
Люди давно заметили, что воля и психологическая устойчивость человека в сложных жизненных ситуациях напрямую зависят от того, насколько он хорошо «держится на ногах» в прямом смысле этого слова. Не зря в нашей речи мы употребляем выражения: «его ноги не держат», «его ветром сдувает» или «иметь крепкую почву под ногами», «встать на ноги», «твердо держаться на ногах».
Приведем такой пример: человеку нагрубили в транспорте. Один через минуту забудет об этом неприятном инциденте, а другого эта ситуация надолго «выведет из равновесия», и он вслух или про себя будет возмущаться целый час, а то и день. Наша практика показывает, что параметры устойчивости, измеренные с помощью секундомера, у последнего будут гораздо ниже.
Психологическая устойчивость очень важна для установления межличностных отношений среди детей. Часто родители жалуются, что к их детям пристают ребята в школе. Они обзываются, дерутся, берут без спроса вещи, провоцируют ребенка на открытый конфликт. Почти каждый ребенок проходил когда-то через подобное испытание, особенно если он пришел в новый коллектив. В этом случае ребята как бы хотят проверить: с кем они имеют дело, кто это к ним попал?
Какова же реакция на подобные «подначки»? Рассмотрим несколько вариантов. Один ребенок тут же выйдет из себя. Он вступит в словесную перепалку или полезет драться, чего, собственно, и добивались от него окружающие ребята. Им интересно посмотреть, насколько бурно среагирует их одноклассник, как он будет «беситься». Другой ребенок в драку не полезет и сохранит внешнее спокойствие, хотя и будет внутренне взбешен. Однако ребята очень хорошо чувствуют, когда у человека внутри бушует ураган, и будут приставать к нему еще больше, дожидаясь, пока их одноклассник не выдержит атаки, и его «вулкан взорвется».
Многих родителей и педагогов возмущают такие ситуации. Они считают, что ребята пристают в первую очередь к «беззащитным», «домашним» детям, которые не в состоянии постоять за себя. Можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны - дети тренируют друг друга, готовят к жизненным испытаниям. Если ты сумел устоять и спокойно разобраться с забияками еще в младших классах школы, то и в дальнейшей суровой жизни никакая мелкая неприятность не сможет испортить хорошего настроения, а крупная - «выбить из колеи» и сломить тебя духовно.
Безусловно, ребенок не должен сносить робко все нападки, необходимо учиться защищать себя. Главный секрет состоит в том, чтобы давать отпор забиякам в спокойном состоянии, «не выходя из себя».
   «Уравновешенному» ребенку совсем не сложно меланхолично отреагировать на какие-либо приставания, а еще лучше отшутиться: «Забавы у тебя как в детском саду! Еще не вырос?»
Приведем  в   качестве   примера   еще   один    случай, когда ребенок должен сам постоять за себя. Известно, что многие вредные привычки приобретаются еще в школе. Попав в компанию сверстников, ребята часто не могут противостоять чужому влиянию. Многие подростки понимают, что ничего хорошего, например, в курении нет, однако им трудно прислушаться к голосу собственного разума, он звучит для них слишком тихо. А втянувшись, будучи зачастую уже взрослыми людьми, они никак не могут взять себя в руки и бросить курить, как говорится, «не хватает силы воли». Эти люди не управляют собой и своими желаниями, их желания и другие люди управляют ими.
Таким образом, умение удерживать равновесие говорит о следующем:

- о психологической устойчивости;
- об умении постоять за себя;
- об умении не терять самообладание;
-    об умении не поддаваться чужому влиянию;
-    об умении пользоваться интуитивной, чувственной, кинестетической информацией;
-    об умении управлять своим состоянием, а не подчиняться посторонним желаниям, словесным приказам, зрительным сигналам, любым отвлекающим факторам, то есть об умении не быть зависимым или, еще короче и точнее, об умении быть независимым.

      Третий и четвертый параметры. Сначала измеряем время задержки дыхания ребенка после вдоха. Делается это следующим образом: ребенок должен вдохнуть в себя воздух, а затем закрыть рот и зажать нос двумя пальцами. Вы включаете секундомер и выключаете его после того, как ребенок откроет рот или нос, отметив тем самым время задержки дыхания.
Задержка дыхания на выдохе измеряется почти так же: сначала ребенок должен выдохнуть воздух и, не вдыхая, закрыть рот и нос. Хороший показатель задержки дыхания на вдохе - 60 секунд, причем ребенок должен не дышать без особенных усилий, не напрягаясь. Время задержки дыхания на выдохе в течение 30 секунд также указывает на хороший результат.
Чем меньше время задержки дыхания у человека, тем у него слабее здоровье. А что такое здоровье как не согласованность всех физиологических процессов друг с другом, и с одним из самых важных из них - процессом дыхания!
Здоровье можно определить как гармонию между духом, душой и телом! Не случайно в русском языке слова «дух», «душа» и «дыхание» являются однокоренными. Овладеть процессом правильного дыхания, взять его под контроль - значит овладеть процессом сознательной гармонизации своего здоровья. Не случайно в культурах Востока особое внимание уделяется технике правильного дыхания и дыхательным упражнениям.
Таким образом, умение сознательно задерживать дыхание продолжительное время является важным показателем, который говорит о следующих способностях:
-    об умении концентрировать внимание;
-    об умении «собираться в кучку», интегрироваться в целое, то есть приходить в состояние готовности;
-  об умении наблюдать за собой;
-    о резервных возможностях организма, именно
на них так часто ссылаются врачи.
Пятый, шестой и седьмой параметры - время протяжки гласных. Попросите ребенка протянуть как можно дольше гласную букву А. Обратите внимание на качество, делать это надо непрерывно без пауз и остановок, голос должен быть ровным и не дрожать. Засеките время с помощью секундомера и запишите результат. Точно так же измерьте протяжку гласной О, а затем И. Приемлемым результатом является среднее время, равное 25 секундам. Конечно, сначала не у всех детей качество «пения» будет безупречным, но при регулярных тренировках достичь значительных успехов не так сложно.
Время протяжки гласных указывает на:
-    умение длительно и равномерно заниматься каким-либо делом, не прерываясь и не слишком уставая;
-    умение выполнять и контролировать несколько действий одновременно;
-    умение контролировать себя в процессе какой-либо деятельности.
Величина этого параметра самоуправления для успешного обучения без напряжения должна быть как можно большей, что особенно значимо для учеников начальных классов, которые только начинают осваивать письмо. Родители этих детей должны быть уверены, что безотрывное письмо шариковой ручкой не станет причиной перенапряжения и усталости ребенка. К сожалению, учителя часто сталкиваются с такой ситуацией. В начале урока ребенок пишет несколько предложений. При этом он затрачивает на них столько усилий, что потом уже не может включиться в дальнейшую работу.
На измерение описанных выше параметров уходит совсем немного времени. Вместе с тем, полученные с их помощью данные являются важными характеристиками, позволяющими ответить на вопрос, попадает ли ребенок в группу риска. Если значение параметров указывает именно на такую ситуацию, с ребенком обязательно надо заниматься специальными играми.
Описанные нами тесты нужно одновременно рассматривать и как эффективные упражнения. Чем дольше их повторять, тем они будут лучше получаться и тем лучше станут показатели самоуправления. Попробуйте договориться с ребенком, показав ему эти семь упражнений, что тренироваться он будет сам, каждый день, без ваших напоминаний, а вы поможете ему в случае необходимости. Многие наши ученики заводили специальные дневники, в которых они ежедневно отмечали свои результаты. Умение держать равновесие, длительная задержка дыхания и протяжка гласных являются минимальным базисным вкладом в развитие способностей, оздоровление любого ребенка. Впереди его ждут много интересных игр, способных не только доставить удовольствие, но и оказать существенное положительное влияние на его общее развитие.
       ПЕРВЫЙ ЭТАП ТРЕНИРОВОК
  Прочитав предыдущую часть книги, а после этого ответив на вопросы в этом разделе книги, вы сможете приблизительно определить, на какие игры обратить особое внимание во время занятий именно с вашим ребенком, какие игры для него наиболее важны, какие игры помогут ему успешнее справляться с трудностями, возникающими каждый день. Однако следует сказать, что начинать работу с вашим учеником всегда необходимо со стандартного набора упражнений…

Примечание для студентов СУМОМ.
  Перечитайте последнюю фразу из предыдущего отрывка и перефразируйте её применительно к себе:
    «Однако следует сказать, что начинать работу с самим собой проще всего со стандартного набора упражнений.»
   Большинство фраз из книги «Оздоравливающие учебные игры»  при правильной интерпретации относится и ко взрослым. Поэтому не удивительно, что взрослые также с удовольствием и пользой играют в эти игры. Играйте на здоровье!!!
Успеха в овладении культурой самоуправления!

В начало